Припарковались
В начале 1990-х годов депутат Уральского городского маслихата Юрий Хвалынский произнёс историческую фразу: «Теперь, благодаря частникам, проблема пассажирских перевозок в Уральске решена». Мол, не нужно долго ждать автобуса, вон сколько в областном центре «маршруток»… Затем в городе появились частные автобусные фирмы-перевозчики, но решена ли проблема? Как вообще работает в городе транспорт – автомобильный и речной?
В советское время последний теплоход из Учужного затона отправлялся в 21.00, в отдельные годы был даже рейс на 21.30. Человек мог без проблем приехать на свой участок после работы и вернуться в город. Сегодня, даже в мае-июле, когда световой день длинный, последний рейс из Учужного производится в 19 часов. Ещё года три-четыре назад был рейс на 20.00 и вот, пожалуйста…
– А мы здесь при чём? – недоумевали речники. – Дачники попросили: говорят, автобусы стали рано заканчивать работу – не уедешь с конечной остановки в Куренях. Либо пешком до Пугачёвской, либо ловить такси. Но таксисты сюда редко заезжают. Так что претензии не к нам.
Недоумевают и отдыхающие на пляже ниже пристани: после восьми часов вечера на конечной ни одного автобуса. А ведь так хорошо искупаться и отдохнуть на пляже именно вечером, когда спадает жара…
11 июня 2023 года автор этих строк выехал из Учужного затона рейсом на 19.00. В 19.17 теплоход причалил к пристани в Куренях. Быстро спускаюсь с дамбы, чтобы сделать несколько снимков леса, пляжа и Урала с таким расчётом, чтобы к 20 часам оказаться на конечной остановке.
Выхожу туда в 19.50 и вижу автобус. Отлично, значит, можно спокойно уехать. Но кондуктор пояснила:
– Мы сегодня начали работу раньше других, поэтому раньше заканчиваем и сейчас по маршруту не едем. Но вы не расстраивайтесь: за нами идёт другой автобус.
Жду. Вижу мужчину и женщину с тяжёлыми сумками. Они не успели на теплоход, потому приехали на моторной лодке. Услышав наш разговор, вышли на дамбу и стали пристально смотреть вдаль, высматривая автобус. Тот, который начал работать раньше других, отправился в парк.
Прошло 10 минут, 15, 20. Ни автобуса, ни такси. Дачники, согнувшись от тяжёлой ноши, заковыляли в сторону улицы Пугачёвской на одноимённую остановку: оттуда можно уехать на 22-м, «двойке», «пятёрке». Решаю подождать ещё. Вот вышли отдыхающие с пляжа и сели в подъехавшую машину. Но больше народу нет: день выдался прохладный, ветреный.
На столбе видна камера видеонаблюдения. Круто, однако, по-современному. Так сказать, ситуация под контролем. Но кого и что контролировать: где обещанный автобус? Раньше здесь никаких камер не было, зато и дачники, и отдыхающие без проблем разъезжались на автобусах по домам даже после девяти часов вечера. Вот это – круто!
Моё терпение кончилось: в путь. Ещё пара минут и догоню двух дачников – вдруг чудо: едет из города 39-й! Сажусь в него на остановке «Яик» и говорю водителю, что нас другой автобус не взял, а вас уж и ждать устали.
– А я тоже закончил, это был последний рейс, – огорошил водитель. – Ну ладно. Вы садитесь. Так и быть, довезу вас до Пугачёвской.
Около собора сели двое дачников с сумками:
– Почему только до Пугачёвской? А мы-то обрадовались…
– Так уж и быть. Довезу всех вас до «Кирова». Устраивает?
Нас устраивает, когда можно нормально уехать с конечной остановки. Прежде сюда и «единица» и «тройка» ходили. Потом и 35-й.
Невольно вспомнились времена, когда тот же третий маршрут работал как часы, с 5-10-минут-ными интервалами. Во многом благодаря значительно меньшей, чем сейчас протяжённости: сначала «тройка» ходила по тогдашней улице Фурманова от вокзала до набережной Урала возле Стелы, затем – до конечной остановки в Куренях.
И все были довольны, особенно дачники: туда ходили «единица», «тройка», а затем и 39-й. Садоводы, проживающие в северо-восточной части города и возле реки Урал, добирались соответственно на автобусах и пешком до Стелы, выходили на дебаркадер, откуда отправлялись все пассажирские суда.
В наши дни весь этот механизм разрушили, автобусные маршруты изменили и удлинили, а достопримечательность города – городскую пристань, которая находилась около нынешнего Мемориала Победы с 1925 года, вообще ликвидировали в 2005 году. И вот, пожалуйста: теперь не только на пристань в Куренях, но даже на вокзал и с вокзала в центр очень трудно доехать.
Народ недоумевал и задавался вопросом: может, городские власти решат что-то с «этой «тройкой»? Ведь не видно просвета. Власти же рассматривали 3-й маршрут в контексте интересов жителей улицы Карбышева, но никак не садоводов и тех, кто хочет доехать до железнодорожного вокзала. На встрече в Доме культуры молодёжи с жителями, недовольными работой маршрута № 35, заместитель акима Уральска Асхат Кульбаев заявил следующее:
– Мы передали 35-й маршрут ТОО «Алый парус», которое пыталось восстановить его работу, но у них ничего не получилось. Прорабатываем вариант, чтобы пустить «тройку» по улице Карбышева и в район второго рабочего посёлка – тогда люди смогут доехать до рынка «Алтын Алма», а ученики – до школы. Но минус в том, что до шестого микрорайона он не едет. Изменить схему маршрута № 3 намного эффективнее и проще, чем вновь пытаться восстановить работу маршрута № 35.
Происходит то же, что и в истории с 35-м маршрутом: интересы одних жителей пытаются решить за счёт других. Оптимизации маршрутов и эксперименты с ними привели к тому, что сегодня до Куреней регулярно ходит только один маршрут – «тройка». Учитывая пожелания дачников, речники (ТОО «Урал Флот Сервис») прорабатывает вариант восстановления городской пристани на старом месте около Мемориала Победы и отправки отсюда теплоходов до Учужного, Барбастау (с остановкой в Куренях) и, возможно, до дач ТЭЦ.
И это неудивительно: на «ДВД» останавливаются автобусы № 22, 33, 12, 2, 43 и других маршрутов. Многим садоводам удобнее приезжать на старую пристань и уезжать с неё домой.
Хорошо бы ещё вернуть былую практику, когда автобусы ходили практически до полуночи. Никому и в голову не приходило «парковаться» – заканчивать работу в восемь или в девять вечера. Выходит, прежде, при госсобственности, перевозчики в этом плане больше заботились о пассажирах, чем нынешние частники.