Приоткрытые тайны
Археологи – искатели артефактов. Лето, осень и весна для них – время поисков и возможностей узнать больше о жизни прежних цивилизаций. Каждая найденная бусина, осколок керамического сосуда становится дверцей в прошлое, раскрывающей тайны давно ушедших эпох.
С наступлением зимы археологи переходят к другому важному этапу своей работы – документированию. Этот период становится временем усердной аналитической деятельности, создания каталогов и написания научных отчетов. Специалисты словно переворачивают страницы истории, чтобы вписать новые факты в единую картину человеческой культуры.
Таким образом, каждая исследовательская экспедиция завершает свой цикл, переходя в зимний период – время обдумывания и осмысления. О работе археологов, их исследованиях на территории области рассказала археолог, старший научный сотрудник Западно-Казахстанского историко-краеведческого музея Яна Лукпанова.
– Яна, в каких местах за последнее время проводили раскопки и что интересного найдено?
– За последние три года отделом истории и археологии краеведческого музея проведены интересные археологические исследования на нескольких памятниках – «Кырык-оба», «Таксай», «Жумаево», «Узынколь». Это очень плодотворные экспедиции, сделано много открытий. В Жанибекском районе исследовали могильник «Жумаево». Это поминально-жертвенный комплекс эпохи бронзы, представлял собой мощное сооружение, где на органической основе из камыша разложены предметы быта. Сверху огромная насыпь, поверх которой были уже другие погребения – сначала раннего железного века, затем средневековья. Жанибекский район относят к самым малоисследованным. За все время раскрыто лишь несколько курганов. В 1960 году, близ поселка Тау, вел раскопки Борис Федорович Железщиков. И уже под моим руководством в 2010-2011 годах раскопаны памятники «Акадыр» и «Майтубек». Курган «Жумаево» скрывал в себе много секретов, и стал своего рода временным калейдоскопом погребения разных эпох – бронзы, раннего железного века, средневековья. Удивительно то, что вокруг кургана шириной 11 м исследовано 10 глубоких колодцев разных эпох. Время определяли по найденным внутри предметам. В одном – фрагменты сосудов эпохи бронзы. В другом – предметы керамики раннего железного века, в третьем – средневековая керамика. В более современных нашли казачью кубатку, в другом – обломки советского хрусталя. Получается, в разное время люди здесь рыли колодцы и использовали их длительное время.
На могильнике «Узынколь» нами найдено воинское захоронение с прекрасным конским снаряжением конца VI нач. V вв. до нашей эры, то есть эти люди погребены примерно 2,5 тысячи лет назад. И сама могила, и коридор (дромос), ведущий к ней, защищены бревенчатым ограждением. Бревна прочно сложены, можно предположить, что это модель их жилищ. Сверху захоронение перекрыто бревенчатым накатом. Найдены уникальные вещи, среди которых двулопастные наконечники стрел. Как и в таксайском захоронении, присутствует применение огня в обряде захоронения. В кургане «Кырык-оба» также открыта мощная шатровая конструкция высотой более двух метров. Она сложена из 12-ти слоев бревен как хвойной, так и лиственной пород. Естественно, возник вопрос, откуда доставлен материал. Известно, что в пойменных лесах хвойные породы не росли. Предположение, что их спускали вниз по Уралу. Под бревнами найдены останки пяти элитных воинов. Захоронение было разграблено, но удалось найти фрагменты доспехов и вооружения – мечи, наконечники стрел, фрагменты ножей. Вся шатровая конструкция, состоящая из 12 слоев бревен диаметром более 30 метров, покрыта 30-сантиметровым слоем коры.
– На Ваш взгляд, это все-таки цивилизация?
– Мы привыкли в истории думать и говорить, что племена тех времен были исключительно кочевым и диким народом. Но, смотря на всю эту мощную архитектуру, с капитально выстроенными архитектурными сооружениями, так называемыми «домами мертвых», с уникально красивыми предметами из металла, камня, кости, возникают мысли, что, возможно, мы что-то не знаем про этих людей, про их быт и образ жизни. По Геродоту, это племена кочевников, которые передвигались по степи в кибитках, но, раскапывая таксайские ценности, оценивая их в лабораториях, трассологи свидетельствуют, что большинство изделий сделаны в степных условиях. Возможно ли диким племенам, которые только и делают, что кочуют, строить такие конструкции и создавать шедевры ювелирного искусства? По моему мнению, это однозначно была культурная цивилизация. Они не только разводили скот, а занимались гончарным, ювелирным промыслом. Невозможно, кочуя, создавать такие шедевры из металла, кости, камня, которые мы находим. Есть еще одно подтверждение их высокой культуры. В таксайских сосудах, взятых на анализ, пригар показал, что содержимое не что иное как каша из проса. Исследования проводил сотрудник Научно-исследовательского института культурного наследия в Наре (Япония) Шинья Шода. А мы знаем, что просо – это культурное растение, в дикой природе оно само по себе не растет. Вывод: они занимались земледелием.
– Исследуя останки самих древних людей, что можете сказать?
– Единственный раз исследование проводил антрополог-реконструктор Алексей Иванович Нечвалода. Он восстановил образ женщины – сарматки, в лице которой видны черты монголоидности. Но решающим фактом здесь, конечно, являются не монголы, а климатические условия. Климат уже тогда сложился, и флора и фауна тогда были такими же, как и сейчас.
– Вы продолжаете исследовать «Таксай»?
– В этом году мы продолжили раскопки кургана. Обнаружили шатровое сооружение, которое повторяет кырык-обинскую конструкцию, но гораздо меньше в размерах. Обнаружены женское погребение и погребение элитных воинов, рядом с которыми найдено очень много предметов из желтого металла. Найден переносной жертвенный алтарь, в настоящее время занимаемся его восстановлением.
– Можно предположить, что коренные жители Приуралья являются дальними потомками этих самых древних цивилизаций?
– Я не могу так однозначно говорить, что являются потомками. Но в древних курганах мы находим те же самые вещи, которыми пользуются в современной казахской этнографии. Например, жаровня, благодаря которой 2,5 тысячи лет назад окуривали помещения, находим ступки, что-то еще. В современной этнографии казахского народа есть «аластайтын ыдыс», посуда для окуривания помещения. Безусловно, это языческие обычаи и традиции, но они есть. И я могу предположить, что в каждом из нас течет кровь тех древних людей. Иначе бы в этнографическом плане я не находила этих параллелей, а я их очень много встречаю.
– Спасибо за разговор.