Приметы добра

12 декабря 2024
0
765

Казахское гостеприимство – это не просто традиция, это священный ритуал, пронизывающий всю культуру и образ жизни народа. С древних времён казахи славились своей открытостью и готовностью принять гостей, считая это проявлением добродетели. Каждому незнакомцу, переступившему порог юрты, стелили дастархан, главное блюдо – бешбармак символизировал щедрость хозяев.

Важнейшей чертой казахского гостеприимства является не только щедрость угощений, но и уважение к человеку. При входе в дом гостей всегда встречают улыбками, предложением помощи и добрыми словами. Кочевой образ жизни казахов способствовал развитию уникальной практики гостеприимства: даже в самых трудных условиях оказывалась поддержка тем, кто стучался в двери.

Дети с раннего возраста учатся, что помощь и доброта к гостям – это не просто долг, а священная обязанность. При организации приема гостей соблюдаются определенные ритуалы, которые отражают уважение к традициям. Перед трапезой, как правило, произносятся молитвы, что подчеркивает духовную составляющую казахского гостеприимства. Кушанья подают в определенном порядке, выполняя тем самым заветы предков.

В старину тот, кто не сумел оказать достойного почтения гостю, предавался осуждению общества. Поэтому народ не просто уважительно относится к законам гостеприимства, а строго чтит их.

Даже рассаживание гостей за столом имеет свои правила. Хозяева размещают приглашенных, учитывая степень родства, возраст, социальный статус.

Первыми садятся за дастархан гости почтенного возраста. Для них подготовлено почетное место – төр. Остальные рассаживаются в зависимости от значимости и роли в семье. Снохи, как правило, недалеко от дверей – так легче обслуживать гостей.

Хозяева за стол садятся последними. Если гость припоздал, он проходит на место с поклоном.

Белкөтерер – обычай, который касается специфики угощений пожилых гостей. Поскольку не вся еда подходит старикам, то родственники, дети или соседи приносили для них специальные яства: творог, казы, мед, масло, жент, кумыс. Таким образом выказывалась забота.

Бес жақсы – традиция одаривать пятью ценными вещами уважаемых людей, которые почтили своим присутствием дом. Для почетных гостей дары могли быть очень щедрыми. В качестве подарка можно было получить верблюда, скакуна, персидский ковер, саблю или соболью шубу. Сейчас подарки делают чисто символически.

Гость – самый важный человек в доме. Пословица «Қуыс үйден құр шығармайтын» говорит, что путника не принято выпускать из дома с пустым желудком. Накормить до отвала – святая традиция казахов «дәм ауыз тию», которая относится к самым древним. «Ажырасу көже» – это обычай, связанный с отъездом семьи в другую местность и благословения перед дальней дорогой. Он предписывает перед отъездом накрыть дастархан для родственников и друзей. Приняв решение оставить общину и начать новую жизнь на чужбине, казахская семья должна оповестить об этом ближайших родственников, друзей и соседей. Те приходили в дом с едой, приготовленной в дорогу. Не сообщить жителям поселения об отъезде или не принять угощение, которое принесли доброжелательные люди, считалось невежливым. В благодарность переезжающая семья оставляла всем приятные сувениры. Старейшины, жители и близкие люди благословляли дорогу молитвой, чтобы она была успешной и безопасной.

Гостю, который принес добрую весть, по обычаю «сүйінші» дарят ценный подарок. Это основа дружеских отношений между людьми. Этот обычай положил начало одной из важных составляющих ритуала рождения и крещения младенца. После того как мать благополучно рожала ребенка, пуповинная мать, которая помогала в родах, могла взять все, что ей понравилось в доме роженицы.

Шумные праздники и застолья в казахском ауле или современном мегаполисе не редкость. Если на мероприятие отправляется не вся семья, а лишь ее часть, оставшиеся дома члены обязательно будут одарены гостинцами, которые им передадут с мероприятия. Традиция приносить гостинцы с праздника для детей и взрослых называется «сарқыт». Также принято отправлять посылки дальним родственникам, с которыми давно не виделись. В посылки кладут ценные вещи, сувениры, угощения. Получатели посылки встречают ее с огромной радостью, разбирают и делят гостинцы между членами семьи и друзьями. Так в древности у охотников было принято делить добычу с теми, с кем они ходили на охоту. Начинающие охотники делали это в благодарность за помощь и науку. «Қымызмұрындық» — обычай, связанный с началом сезона брожения кумыса. Это время со второй половины мая и до сентября. В старину жители села приглашали друг друга, угощали традиционными блюдами, а затем пили кумыс. Старейшины села благословляли хозяев дома, которые приглашали гостей в «қымызмұрындық». Вместе с пенистым напитком на стол подавали традиционные казахские блюда. Перед зимними холодами проводят обряд «согыма», который посвящен заготовке мяса, чаще всего конины. Его проводят совместно с родственниками и друзьями, чтобы зимой ходить друг к другу в гости.

Еще один старинный казахский обычай – помощь жителей села или родственников семьям, чьи дома сгорели или пострадали от суровой зимы или наводнения. Община по мере возможности выделяла пострадавшим домашний скот, помогала одеждой, одеялами, посудой и восстановлением дома. Такое действие было проявлением сострадания и заботы о ближних, которые страдали и нуждались в помощи. Родственники, отказывавшиеся оказать такую помощь, даже когда у них была возможность, изгонялись. Традиция оказания практической помощи нуждающимся родственникам и знакомым жива и сегодня.

В казахских аулах существует обычай возврата долга – «жұртшылық». Его цель – помочь родственнику, который по какой-либо причине оказался в долгу и не в состоянии его выплатить. Такая помощь предоставляется по решению совета сельских старейшин. Это еще одно из проявлений единства казахов, которые с состраданием помогают друг другу. «Асар» – яркое проявление племенной сплоченности. Так называют обычай бесплатной помощи в бытовых делах. Чтобы осуществить ее, жители села собираются и вместе выполняют для кого-то конкретную работу без оплаты. По этому обычаю в начале ХХ века казахи строили школы и мечети. Не прийти на «асар» считалось невежливым.

Фото: Нурлан Тастанбеков
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top