Прикосновение к легенде
(Окончание. Начало в № 22-23)
На сегодняшний день зарегистрировалось более полутысячи участников.
Из самых активных как-то само-собой сложилось Интернет-сообщество уральцев.
Сообществом в складчину заказана оцифровка и выкладка в свободный доступ в Сети материалов «Уральских войсковых ведомостей». На сайте Российской национальной библиотеки так и написано: «Оцифровано на средства Инициативной группы потомков уральских казаков».
Для удобства генеалогического поиска Сообществом обрабатывается информация из материалов переписей, метрических книг, периодических изданий. Все это выкладывалось и продолжает выкладываться на форуме.
Время шло, краеведческая информация прибывала и прибывала, но для жизнеописания Георгия Георгиевича Горшкова ничего нового не попадалось. Очень занимал вопрос о последних днях его жизни, о причинах и месте его казни.
И опять пришел на помощь историк авиации из г. Ногинска Мирон Львович Дольников! Помятуя мой интерес к личности авиатора-уральца, незадолго до своей кончины Мирон Львович прислал мне копию справки о реабилитации Г.Г. Горшкова. Военным трибуналом Московского военного округа от 17 сентября 1973 года.
Этот документ размещен в третьей части сборника «Горынычъ», вышедшей в свет в 2009 году.
Шли дни, годы. Информация о Георгии Георгиевиче потихоньку прибавлялась. Появился сайт, на котором выставлен его послужной список, приказы о награждении. Не было только сведений о причинах кончины героя.
Заслуги Георгия Георгиевича перед государством огромны. Он был не только талантливым летчиком, кавалером Георгиевского оружия, одним из организаторов российской авиации, талантливым инженером и руководителем, но, в первую очередь, первым пилотом первого в мире тяжелого бомбардировщика.
Очень хотелось, чтобы в память о нем один из самолетов тяжелой авиации носил на своем борту надпись «Георгий Горшков».
Потомки уральских казаков, проживающие в г. Уральске, поддержали эту идею.
13 июня 2019 года, связавшись с одним из активнейших участников нашего Интернет-сообщества москвичем Игорем Александровичем Потемкиным, обговорили дальнейший план действий по разработке обращений от имени сообщества в различные государственные органы Российской Федерации по увековечиванию памяти авиатора и получения дополнительных сведений о его кончине.
До середины декабря поступили ответы из российских Центрального архива ФСБ, Главного информационно-аналитического центра МВД и Главной военной прокуратуры. Содержание документов было примерно одинаковым. Они сообщали, что материалов на Г.Г. Горшкова не имеют и какими-либо сведениями в отношении указанного лица не располагают.
Конечно, это очень расстроило, казалось, что наши поиски зашли в тупик.
И вновь помог, светлая ему память, Мирон Львович Дольников, помог через десять лет после собственной кончины!
Обратив внимание на присланную им справку о реабилитации Горшкова, стало понятно, что может быть последняя ниточка к биографии авиатора ведет в Военный трибунал Московского военного округа. Действительно, если там пересматривалось дело, то наверняка должны сохраниться в архиве хоть какие-то копии документов.
Начались поиски возможностей связаться с трибуналом. В конечном итоге И.А. Потемкин обратился во Второй Западный окружной военный суд, находящийся в Москве.
18 декабря 2019 года оттуда поступил ответ. Полученные документы очень обрадовали.
Теперь мы знаем, что дело Георгия Георгиевича Горшкова рассматривалось в Трибунале по жалобе сына пилота – Олега.
Из текста «Определения Военного трибунала Московского военного округа № Н-99 от 10 сентября 1973 года» можно узнать много новых и интересных сведений из биографии летчика-уральца.
«По делу установлено, что в начале 1918 года Горшков служил в г. Виннице в должности командира эскадры воздушных кораблей. Во время демобилизации старой армии Украина оказалась захваченной немцами, и в апреле того же года Горшков для выяснения обстановки приехал в оккупированный немцами Киев. Здесь по предложению инспектора воздушного флота Павленко, которого Горшков знал ранее, он согласился работать инспектором авиации».
На допросе в Одесской ЧК летчик пояснил, что согласие на просьбу Павленко он дал по просьбе летчиков для того, чтобы сохранить для России авиационное имущество и кадровый состав эскадры.
28 мая 1918 года Горшков назначен начальником воздушного флота. Уже летом Георгий Георгиевич, отрицательно относясь к политическим переменам на Украине, ушел с этой должности. 1 ноября он назначен начальником авиационной школы.
Следствием установлено, что Горшков в то время имел контакты с бывшим полковником Витте и мотористом Прокопенко, присланными «с поручением «перетащить» летчиков и хороших авиаспециалистов в Москву для службы в Красном воздушном флоте» и что «до лета 1918 года Горшков сообщал этим лицам все интересовавшие их сведения».
Допрошенный в качестве свидетеля начальник авиауправления Красной Армии Витте подтвердил, что благодаря помощи Георгия Георгиевича многие механики и мотористы прибыли из Украины в Москву. Из докладов того же Витте и Прокопенко видно, что при содействии Горшкова ценное авиационное имущество пряталось от немцев и тайно вывозилось к границе с Россией, три цистерны бензина были спрятаны от немцев на глухом полустанке.
В конце января 1919 года авиационная школа эвакуирована в г. Одессу, занятую в то время отрядами белой добровольческой армии и войсками Антанты. Там в феврале, по объявлении мобилизации офицеров, он вызван к инспектору авиации Добровольческой армии генералу Кравцевичу, который предлагал ему высокий пост в авиации. Горшков отказался и был мобилизован солдатом резерва при Одесской авиационной школе.
В апреле 1919 года после вступления в Одессу частей Красной Армии Горшков добровольно явился в органы Советской власти и назначен ВРИД начальника окружного воздухоплавательного Управления, а затем переведен на должность младшего инспектора по авиации Высшей Военной инспекции РККА Украины.
26 мая Горшков был арестован по подозрению в дезертирстве и растрате государственных средств.
В следственном деле сохранилось странное письмо в Реввоентрибунал, подписанное начальником Полевого Управления авиации и воздухоплавания (авиадармом) А.В. Сергеевым и ВРИД военкома Макаровым от 14 июля 1919 года. В нем сообщалось, что «Горшков сознательно и активно служил во враждебном пролетариату лагере, был идеологом и организатором воздушного флота противника, выполнял все распоряжения руководителей контрреволюции на Украине и не пришел с повинной к Советской власти». Думается, что это заявление вызвано подозрительностью в отношении всех авиаторов из бывших офицеров. Что неудивительно, ведь случаев их перелета в расположение Белых армий было предостаточно.
В ходе дополнительной проверки Военным трибуналом Московского военного округа материалов дела в 1972-73 гг. подозрения Сергеева своего подтверждения не нашли.
28 июля начальник Главного Управления военно-воздушного флота РККА Акошев просил ускорить рассмотрение дела, указав, что против арестованного ничего существенного не имеется, а его арест представляет собой лишь необходимую формальность и арестованный является одним из опытнейших специалистов, и Главное Управление желает иметь его в числе своих сотрудников.
20 августа допрошен автор письма – авиадарм Сергеев. В своих показаниях он не привел никаких сведений об активной деятельности Горшкова в контрреволюционном лагере, показав, что арестованный ни в каких белогвардейских организациях не состоял и не состоит и что «при всей глубине своих познаний в авиации он является младенцем в политике». Более того, он даже в письме упоминал о содействии Горшкова присланным из советской Москвы Витте и Прокопенко.
Сотрудники ЧК не приняли во внимание положительные отзывы командования Красного воздушного флота, классовая ненависть возымела свои последствия. Развязка драматической судьбы уральца наступила 23 августа 1919 года. В этот день постановлением тройки ВЧК Горшков Георгий Георгиевич приговорен к расстрелу.
При проверке по протесту Главного военного прокурора в 1972-73 гг. установлено, что в государственных архивах СССР, Украинской ССР, архивах КГБ и МВД СССР каких-либо данных, свидетельствующих об активной контрреволюционной деятельности Г.Г. Горшкова не имелось, то есть Георгий Георгиевич абсолютно чист в отношении советской власти.
Гордость российской авиации, храбрец и умница пал жертвой огульной расправы с представителями российской интеллигенции и офицерства.
Подробности этого коварства, неприязни или глупости можно будет узнать, лишь прочтя уголовное дело Одесской чрезвычайной комиссии, если оно сохранилось и если будет позволено его прочесть.
В. Кутищев
P.S. В статье использованы фотографии
из Интернета и коллекции М. Хайрулина