Прикосновение к легенде

4 июня 2020
0
1750

(Продолжение. Начало в № 22)

Капитан Горшков сидит на трапе «Ильи Муромца Киевского», лето 1914 года

Штаб Первой армии послал следующую телеграмму генерал-инспектору авиации:

«По приказанию штаба Первой армии ИМ-Киевский совершил шесть вылетов. Цель этих вылетов заключалась не только в разведывательной работе, но также в разрушении железнодорожной станции. Разведывательные сведения были весьма ценными, благодаря удобству наблюдения и фотографирования всех районов с целями. Согласно нашей информации, полученной от секретных агентов, бомбежка железнодорожной станции оказалась очень успешной. Опыт, полученный в результате этого первого вылета, показал, что самолеты этого типа могли бы быть эффективными и в разведывательных, и в бомбардировочных операциях. Полеты совершались обычно на высоте 3200 метров и занимали четыре с половиной часа. Мы предполагаем, что самолеты этого типа, независимо от их летных характеристик, заслуживают поощрения и их будущие действия целиком зависят от того, в какой степени они будут обеспечены опытными пилотами».

31 марта 1915 года экипаж Г.Г. Горшкова обеспечил штаб Первой армии экстраординарной разведывательной информацией. В середине марта австро-германское верховное командование начало концентрировать войска в Галиции. В то время штаб русской Первой армии получил информацию, что в их сектор переброшены значительные германские силы.

Встревоженный этим развитием событий штаб Первой армии приказал Горшкову тщательно обследовать вражеские тылы для того, чтобы определить движение и размещение вражеских сил. Капитан А.А. фон Горст, офицер разведки русской Первой армии, вошел в состав экипажа воздушного судна, который включал командира корабля капитана Г.Г. Горшкова, второго пилота лейтенанта И.С. Башко и штабс-капитана А.А. Наумова, артиллерийского офицера.

Самолет нес 524 л бензина, 98 л масла, четыре пулемета – два Максима и два Мадсена, и две фотокамеры, Потте и Ульянина. Миссия продолжалась четыре часа, на высоте от 3200 до 3600 метров. За это время покрыто расстояние в 533 км. Район цели для разведывательного полета примерно соответствовал границе с Германией, включая такие географические пункты, как Вилленбург, Нейденбург, Сотльдау, Лаутенбург, Страсбург, Торн и определенные узловые станции на железных дорогах, по которым перевозились немецкие войска.

В Торне полет проходил над верхним течением реки Вислы до Плоцка, затем к северу, до Млавы и далее на восток. «Илья Муромец» затем повернул на юг и полетел назад к линии фронта от ее восточного края к западу по направлению к Плоцку. Были тщательно разведаны передовые позиции противника. Сфотографированы наиболее важные пункты и большие города, всего сделано более 50 фотографий.

Стало ясно, что враг не перемещал свои войска в этом районе. Вывод был очевидным. В штаб Первой армии была передана ложная информация. Напротив, этот разведывательный полет, противореча тому, что наблюдалось во время предыдущих полетов, продемонстрировал, что вражеские силы из этого района перемещены куда-то в другое место. Копия этого доклада направлена в Ставку русской армии.

10 июня 1915 года командир корабля «Илья Муромец Киевский» капитан Георгий Георгиевич Горшков награжден орденом св. Владимира 4 степени, а 5-го июля произведен в подполковники.

По итогам бомбежек 9 и 10 марта, разведывательного полета 31 марта Георгий Георгиевич награжден Георгиевским оружием (Высочайший приказ от 7 ноября 1915 года).

28 ноября 1915 года – новая награда, Горшкову пожалованы мечи к имеющемуся ордену св. Анны 2-й степени. Орден мирного времени отмечен военными заслугами его кавалера.

В апреле 1916 года Георгий Георгиевич прикомандирован к 10-му авиационному дивизиону и назначен его командиром.

С середины августа 1916 по май 1917 гг. герой-уралец исполнял должность начальника Военной авиационной школы. В конце 1916 года дважды отмечен Высочайшим благоволением Императора.

После отречения Николая II в начале 1917 года Георгий Георгиевич Горшков командует Эскадрой воздушных кораблей.

25 мая 1917 года подполковник Горшков Г.Г. произведен в полковники.

За весь 1917 год Эскадра совершила около 70 боевых полетов, сбросив на противника до 650 пудов бомб. Распад Эскадры, базировавшейся под Винницей, начался в октябре 1917 года. Политические страсти накалились до предела. Среди нижних чинов царило всеобщее антивоенное настроение. 28 октября после митинга, на котором выступала некая Евгения Бош, произошло восстание Винницкого гарнизона. В результате стычек между верными Временному правительству офицерами и солдатами получили ранения четыре нижних чина и один убит. Многие офицеры уехали из части в тыл.

С осени 1917 года по весну 1918 власть в районе Винницы менялась неоднократно. После большевиков Винницу захватили части 7-го гайдамацкого полка гетмана Дорошенко. 17 января аэродром Эскадры с боем занят большевистским 2-м гвардейским корпусом под командованием известной Евгении Бош, затем после их ухода 17 февраля Винницу заняли солдаты 133-го саксонского пехотного полка Германской армии.

В апреле на Украине с помощью немцев к власти пришел гетман Скоропадский. Заместителем Главы «Повитрянного Флоту» Украинской Державы стал полковник Г.Г. Горшков. Часть стала называться теперь «Ескадра Повiтрових Кораблiв» (ЕПК). Летом 1918 г. велась работа по складированию, упаковке и проверке оставшейся матчасти в ЕПК. Выявлялась годность к дальнейшей службе кораблей и малых аппаратов. Но дальше составления актов и переноса имущества на другие склады дело не пошло. 8 июля 1918 г. издан приказ о роспуске ЕПК.

Георгий Георгиевич сделал попытку служить в Добровольческой армии и прибыл в Екатеринодар. Здесь он принят не как выдающийся и опытный представитель русской авиации, а скорее как конкурент. Ему угрожали, он был вынужден покинуть Екатеринодар и оказался в Одессе.

В мае 1919 года полковник Горшков схвачен Одесской ЧК, а в конце августа расстрелян, по одним сведениям в Одессе, по другим в Москве, в Бутырской тюрьме.

С таким содержанием в 2006 году в уральской газете «Казачьи ведомости» вышла моя статья «Летчик Горшков».

Информация продолжала пополняться. Накопились сведения к биографии старшего брата авиатора – Владимира Георгиевича. Его судьба оказалась не менее яркой – боевой казачий офицер, отчаянный командир и герой Гражданской войны в Приуралье.

По инициативе тогдашнего директора народного музея «Старый Уральскъ» Курлапова А.З., издательством «Оптима» в 2007 году выпущена первая часть краеведческого сборника «Горынычъ». В числе других там напечатана моя статья, объединяющая биографические сведения об обоих братьях. Она так и называлась «Братья Горшковы».

Попечитель «Старого Уральска» Наталья Акимовна Сладкова в свое время задумала выпускать книги краеведческой тематики, связанной с Уральским казачьим войском и Уральской областью. Серия получила название «Уральская библиотека». Сборник «Горынычъ» был тридцать пятой по счету книгой, вышедшей в ней. Тираж в 200 экземпляров маловат. Не все желающие его прочесть смогли приобрести эту книгу.

Появилось желание разместить в Интернете накопившиеся краеведческие материалы. 9 июня 2008 года сайт «Горынычъ» начал работу. Помимо выкладки статей краеведческого сборника размещал материалы, присланные самими авторами. География авторства была обширна: Уральск, Саратов, Москва, Санкт-Петербург, Алма-Ата, Атырау, Оренбург, Германия, Австралия.

Для обратной связи с читателями на сайте открыта «Гостевая книга», в которой можно написать пожелания и задать вопросы. Один читатель из Томска предложил создать Интернет-форум по тематике сайта. 27 декабря 2008 года форум начал действовать. Он назван «История Уральского (Яицкого) казачьего войска и Уральской области», активно работает по сей день и находится по адресу: http://gorynychforum.forum24.ru/. Читатель, предложивший идею форума, один из активнейших участников и его модератор.

Форум еще больше расширил аудиторию лиц, интересующихся историей, географией и экономикой Уральской области в досоветских границах. Появилось много исследователей, пытающихся найти информацию о своих родовых корнях.

Автор: Владимир Кутищев

P.S. В статье использованы фотографии из Интернета
и коллекции М. Хайрулина

(Окончание следует)

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top