Преодоление
(Окончание. Начало в № 14)
Молодежь, прибывшую на целину из России и Украины, разместили на первом этаже СШ №8, а учились они в палатках на расчищенном и обихоженном пустыре. Столярная мастерская располагалась в вагончике. Вокруг возвышались штабеля досок, другого строительного материала. В палатках ребята получали теоретические знания, а потом эти знания применяли на практике, сооружая первые учебные корпуса и общежития.
Конечно, главными специальностями, которые осваивались здесь, были специальности каменщиков, бетонщиков, плотников, штукатуров-маляров. Потом к ним стали прибавляться другие, такие, например, как водители, монтажники, газо-электросварщики. Одно время в строительной школе готовили даже печников – очень важная по тем временам и редкая специальность.
Сначала все постройки были деревянными. Потом возвели первый кирпичный учебный корпус. Уже через десять лет пустырь преобразился. Здесь поднялся целый городок: учебные корпуса, общежития, спортзал, столовая.
Впечатляет путь, который прошло училище в свои первые десятилетия. Биография училища, отмечена значимыми вехами:
в 1970 году оно награждено переходящим Красным знаменем Государственного комитета Совета министров Казахской ССР по проф-техобразованию, и в том же году – Ленинской юбилейной почетной грамотой;
в 1975 году занесено в Золотую Книгу почета Казахской ССР;
1976 год. Уральский обком ЛКСМ Казахстана наградил училище дипломом первой степени за первое место в военно-спортивной игре «Орленок»;
в 1977 году за активное участие в областном фестивале самодеятельного искусства в рамках первого Всесоюзного фестиваля коллектив училища награжден дипломом второй степени и ценным подарком – радиолой;
в мае того же года коллектив физкультуры училища признан лучшим и награжден вымпелом газеты «Комсомольская правда»;
и в августе 1977 года республиканский штаб похода «Дорогами славы отцов» наградил училище дипломом за первое место в конкурсе на лучшую организацию работы по воспитанию молодежи. Потом таких наград будет все больше и больше…
Конечно же, в достижениях большая доля была первого и постоянного директора Бориса Ефимовича Пальгова, на парадном пиджаке которого к тому времени уже красовались медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За освоение целинных земель», медали, посвященные юбилеям Великой Победы, нагрудные знаки «Отличник профтех-образования» и «Наставник молодежи», а с 1976 года к ним прибавился еще и орден «Октябрьской революции».
Большинство из мастеров и преподавателей были награждены знаками «Отличник профтехобразования», многие орденами и медалями. Например, опытный педагог Т.А. Корина в училище стала кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Много душевных сил и знаний отдавали будущим строителям мастера производственного обучения и преподаватели В.В. Еремин, Н.Ф. Егоров, Н.А. Нарусланова, А.В. Пантелеева, В.Е. Самохина, Т.М. Искаков.
А во дворе радовали взгляд деревья, кустарники и цветы. И еще это было первое ПТУ в нашем городе, имеющее свой зимний сад, что, несомненно, являлось заслугой не только директора, но и коменданта училища А.П. Деревяновой.
В 1973 году я уже работал в редакции газеты «Приуралье». И там в отделе писем была Роза Орлова. Она тонко подметила, как трепетно в училище относятся к природе. Вот как она описала зимний сад в среднем профессионально-техническом училище №78 имени 50-летия Октябрьской революции, – так к тому времени стала называться бывшая строительная школа:
«Дикий плющ вьется по колонне, нежными белыми цветами ласкают взгляд хризантемы, величественные канны, выросшие почти в рост человека, полыхают алым цветением. Несколько финиковых пальм подчеркивают южный колорит этого удивительного сада. Удивительного потому, что по ту сторону стеклянной стены большими лохматыми хлопьями летит снег. Он укрывает землю сплошь, и теперь уже ясно, что зима пришла насовсем («При-уралье» за 23 ноября 1973 года).
А в саду под крышей – круглый год цветение. Герань и хлопок, лилия и лимон, традесканция и лавр благородный, кактусы и множество других растений различных земных широт встретились здесь и, хорошо ухоженные, радуют и удивляют каждого, кто приходит сюда.
Струи небольшого фонтана делают воздух еще более влажным, в маленьком бассейне плавает один неправдашний крокодил, но зато девять совсем настоящих черепах. В поросшем зеленью углу, на груде диких камней, большой орел – он всего лишь слепок, но выглядит, как живой, в этом экзотическом окружении. А вот скамейки, сделанные из тонких стволов березок, напоминают российские леса…
…Следует сказать, что в стенах этого учебного заведения учащимся тщательно прививается любовь к природе и высокого человеческого долга перед ней. На территории училища высажено более двадцати пород деревьев и кустарников: береза, кедр сибирский, плакучая ива, бо-ярышник и другие. Летом здесь пышно цветут клумбы. За каждым участком озеленения закреплена группа учащихся, которые ухаживают за насаждениями круглый год».
И, конечно же, радовали выпускники училища, которые становились большими мастерами своего дела, уважаемыми людьми, руководителями, народными депутатами.
Некоторые говорили в то время, что в училище много показухи. В какой-то степени это так и было, но только в совсем малой степени и ровно настолько, насколько это нужно было, чтобы привлечь внимание выпускников школ, заинтересовать их, заставить выбрать это училище для продолжения учебы. Экскурсии школьников были очень частыми. И они никого не оставляли равнодушными. Здесь все было лучше, чем в других училищах: и мастерские с самым современным оборудованием, и общежития, и столовая, и условия для занятий спортом и художественной самодеятельностью. А главным богатством были, конечно, люди: преподаватели, мастера, все, кто здесь работал. Они были патриотами, гордились своим учебным заведением, и это было явно видно каждому гостю.
Здесь не зацикливались только на учебе и практических занятиях, стремились и досуг учащихся организовать на самом высшем уровне. Почти все были вовлечены в экскурсии по музеям, массово посещали театр, ходили в ближние и дальние походы, встречались с интересными людьми. Инициатором многих таких встреч был сам Борис Ефимович. Он приглашал и своих знакомых и друзей. Например, частым гостем училища был Н.Ф. Корсунов. Многим учащимся был интересен писатель, рассказывающий в своих произведениях о местной жизни. Еще тогда между Корсуновым и Пальговым завязались настолько добрые отношения, что Николай Федорович стал крестным отцом дочери Бориса Ефимовича, Ирины. Они много беседовали и об истории родного края, и о патриотическом воспитании нового поколения.
…С тех пор как Борис Ефимович ушел на пенсию, прошло более четверти века. А училище его успешно работает, сохраняя и преумножая традиции, заложенные его первым директором. Только сейчас это – профессиональный лицей №4. За полвека здесь подготовлено более четырнадцати тысяч строителей разных специальностей. Сейчас обучаются будущие машинисты автомобильных кранов, газоэлектросварщики, автомеханики, электромонтажники, плотники, штукатуры-маляры, каменщики.
Поскольку это государственный лицей, то и обучение в нем бесплатное. Учащиеся обеспечиваются одноразовым питанием, а нуждающиеся – общежитием. Также здесь хорошо организован досуг лицеис-тов, на высоком уровне – художественная самодеятельность.
В лицее нынче работают более шестидесяти преподавателей и мастеров производственного обучения. Мастерские и классы хорошо обеспечены техникой и оборудованием. Классы укомплектованы компьютерами, интерактивными досками, мастерские – современными станками с числовым программным управлением…
* * *
Уйдя на пенсию в 1986 году, Борис Ефимович отдыхал недолго – не прошло и четырех лет, как его вновь призвали, на этот раз для помощи в организации Уральского городского общества инвалидов.
Конечно, это не было трудным поворотом – к тому времени у него было достаточно опыта организационной работы. Но все-таки это было для него не совсем обычным делом, и здесь он не мог себе позволить работать спустя рукава. С инвалидами работать потруднее, чем с подростками. Ведь каждый из них имел в жизни свою драму, свои болячки…
И там он в общей сложности проработал еще около десяти лет.
* * *
Поэтому сейчас он вроде как второй раз на пенсии. Живет вместе с замечательной женщиной Тамарой Алексеевной Кориной, вместе с которой они начинали строительную школу и которая последние десятилетия является его верной спутницей.
Его часто наведывают дочь и сын, внуки и внучки. Многие его родственники разбросаны по разным городам ближнего и дальнего зарубежья. Но сам он никуда не собирается уезжать из Уральска – здесь его родина, здесь его детище – строительный лицей, здесь – его все!
А нога стала потихоньку заживать. Он уже может передвигаться и без вспомогательных приспособлений, которыми его снабдили бывшие коллеги по городскому обществу инвалидов. Он снова поднялся и пошел…
Сергей Аблаев
Фото из альбома Б.Е. Пальгова