Подвластна глина мастеру

15 декабря 2022
0
919

У учеников Назарбаев Интеллектуальной школы во время учебы плотный и насыщенный график. Свободного времени практически нет. С утра до вечера углубленное изучение предметов. Усталость снимают при помощи творчества. В том числе, занимаясь гончарным делом.

Для них гончарное мастерство – увлекательное хобби, особый вид рукоделия. Однако известно оно с давних пор: несколько тысяч лет назад именно таким образом создавались вещи первой необходимости. Посуда, игрушки, емкости для хранения – все делалось собственноручно из куска глины.

Сегодня гончарное мастерство очень «окультурено». Для создания горшков и прочих функциональных и декоративных вещей используется специально подготовленная глина. Также существует дополнительный инструмент – гончарный круг. Он значительно упрощает работу мастеров, позволяя быстро сделать емкость необходимой формы.

В школьной мастерской рабочая обстановка. Здесь все по-взрослому. На полу тазики и ведра с уже готовой глиной, несколько гончарных кругов и инструменты. Занятие ведет преподаватель Нурбол Амиржанов. Работа грязная, на каждом – фартук. Пока мастер объясняет и показывает, ученики толпятся рядом. Задача каждого – внимательно наблюдать и запоминать, как нужно правильно общаться с глиной.

На вид все просто и легко. На деле – гораздо сложнее. Нурбол Ерболович разминает бесформенный кусок глины, мнет его словно тесто. Небрежно шлепает об стол: выгоняет воздух. Садится за гончарный круг, нажимает педаль, тот резко начинает вращаться. Центровка глины – первый шаг. Небольшой кусочек кладет в центр круга, тут же прижимает его пальцем. В стороны разбегаются идеально ровные круги. Сверху еще кусок глины, прижимая его мокрыми руками, делает идеально гладким. Объясняет: это будущий кувшин.

Самое сложное – постепенное вытягивание пальцами стенок сосуда вверх. Придать нужную форму у новичков получится не сразу, только через несколько недель регулярных занятий. Значит, нужно набить руку.

В гончарном деле важна каждая деталь, но сначала – правильный замес. Материал должен быть плотный и эластичный, без воздуха и сора. Чтобы проверить качество, леской разделяют кусок поперек, в разрезе видно, есть ли пузырьки воздуха.

Учитель объясняет – не на последнем месте настроение. Глина живая, она чувствует тепло рук хозяина и его отношение к ней. Если все делать как надо, через пару минут материал поддается и становится послушным.

В школе Нурбол работает ровно 10 лет, с самого открытия. За это время вместе с воспитанниками сделал не одну сотню глиняных горшков. Многие на полках, в качестве показательных экспонатов. Участвовал вместе с ребятами в конкурсах и выставках. Занимали первые места.

Казахстан богат глиной, причем разноцветной. Самым богатым в этом смысле является Южный Казахстан. Здесь глина всех цветов радуги – зеленая, красная, голубая и синеватая. Учитель и его ученики работают с серой, белой и красной, которую им привозят из России. Она сертифицирована.

– Я слышал про глину, которую добывают на юге, – говорит учитель. – Она качественная, имеет особую, жирную консистенцию, с ней легче работать. Но для того чтобы с ней могли работать в школе, она должна иметь документ соответствия.

Нурбол Амиржанов родился в 1981 году, в поселке Бостандык Казталовского района. В его семье, как это часто бывает, нет ни художников, ни скульпторов, никого, кто хоть как-то был связан с искусством. В 2003 году окончил художественно-графический факультет Алматинского государственного университета им. Абая. Затем работал преподавателем в ЗКГУ им. М. Утемисова, учителем в детской художественной школе им. С. Гумарова. Художник по образованию имеет множество творческих работ, которым местные художники дают высокую оценку. Пожалуй, он единственный, кто использует в работе сложную технику – линогравюру (картины вырезает из самого обычного линолеума). Основная тема творчества – история, обычаи и традиции казахского народа.

Он участник региональной художественной выставки «Махамбет-2007» и творческой выставки художников ЗКО «Жазира Жайык-2009» и других.

Учитель уверен, такой же предмет должны вводить и в других школах. Гончарное мастерство не преподается ни в одной из школ области.

– Школьная программа сложная, дети переутомляются. Им нужно отдохнуть, – говорит Нурбол. – Лучше всего мозг отдыхает, когда руки чем-то заняты. Из глины можно сотворить все что угодно – посуду, декоративные украшения и даже музыкальный инструмент, к примеру, саз сырнай.

Вертятся гончарные круги. После того как форма вытянута и разглажена руками, срезают сосуд с круга проволокой. Отправляют сушиться, дальше декорирование и только через неделю обжиг в печи. Пекут глину не менее 7 часов. После этого наносят краску и покрывают лаком.

В творческой группе не может быть сразу много детей, поэтому класс делят на две подгруппы. Пока одна занимается в гончарной мастерской, другая в классе домбры.

– На первых занятиях знакомство с историей гончарного мастерства, с техникой безопасности, – говорит учитель. – Всего в мастерской семь гончарных кругов, если не хватает, ребята работают в паре или я даю другое творческое задание. Можно рисовать, лепить.

Нурбол Амиржанов во время учебы занимается не только с учениками этой школы. Много лет к нему на занятия привозят детей с ограниченными возможностями. Этих ребят мастер также обучает гончарному ремеслу. Он объясняет родителям, что это занятие полезно, так как развивает моторику и улучшает эмоциональное состояние детей.

– Через гончарное искусство – к исцелению, – говорит педагог. – Эти ребята особенно стараются, и, наверное, немного больше радуются своим успехам. Лепка из глины – не только захватывающее увлечение. Это еще и отличный способ избавиться от накопившейся отрицательной энергии, снять напряжение, расслабиться, получить заряд положительных эмоций и почувствовать себя великим творцом.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top