Подвластна филигрань

18 июня 2015
0
3447

В день проведения сессии областной Ассамблеи народа Казахстана в ЗКГУ была организована выставка ювелирных работ студентов факультета «Декоративное искусство». Ребята представили национальные украшения, сделанные ими.  Гости были восхищены умением начинающих мастеров.  Воспитанникам повезло, постигать азы ювелирного мастерства  им помогает член Союза художников СССР, деятель культуры РК Тулепберген Рахимович Сарманбеков.  Удивить украшениями сегодня сложно, их тысячами  штампуют в цехах.  Однако профессионалов,  создающих красоту своими руками, осталось не так много, а тех, кто работает в старинной технике – филиграни, можно пересчитать по пальцам.  Тлепберген Рахимович в их числе.  В этом году его талант признали снова, он стал обладателем Гран-при в номинации «Лучшее ювелирное искусство» на  конкурсе в Атырау.

Узорчатые кольца, воздушные серьги, изящные тонкие браслеты, выполненные руками учеников, высоким произведением искусства назвать пока трудно, но уровень подготовки налицо. Учитель уверен, с годами они отточат мастерство и последуют примеру других его воспитанников, некоторые из которых стали известными. В их числе члены Союза художников Казахстана А. Абуов, М. Жумабекова, Д. Капашев, Т. Мукашев, доцент университета «Евразия» С. Мухамбеткалиева. Они – особая гордость Тлепбергена Рахимовича. В ювелирном деле он около 30 лет. А начиналось все в 1975 году, с его поступления в Алматинское художественное училище.

– Я родом из Алматы, сразу после 8 класса пошел работать на стройку, – рассказывает мастер. – После окончания смены и в выходные дни посещал изостудию Павла Леонтьевича Черкасского, внука известного художника. Он меня и других ребят не только учил живописи, но и подготовил к предстоящим экзаменам. Я их с легкостью сдал, после чего был зачислен в списки абитуриентов, хотя конкурс был огромный – 12 человек на место. Неудивительно, оно было единственным в республике. В этом же году было издано постановление ЦК партии о возрождении народных промыслов, мне предложили учиться в Украине, я согласился. Город Косов, куда мы приехали, встретил нас радушием. Мы сначала жили на квартире, со мной были еще два парня из Казахстана, потом переехали в общежитие. Правда, поблажек не давали, учились как все, на украинском языке. Впоследствии я выучил его настолько, что перевод делал моментально. Лекции читали на украинском, а я записывал на русском. Там были хорошие, оснащенные всем необходимым мастерские, преподавали замечательные педагоги. Я всем сердцем полюбил Украину. У меня и сейчас там много друзей. Мой украинский друг Виталий Трикоза, смеясь, говорил: «Жизнь дана один раз, и прожить ее нужно в Украине». В центре Гуцульщины, а мы учились именно там, широко распространены мастерство народные промыслы. Наиболее популярными были обработка шерсти, кожи, ткачество, гончарное дело, обработка дерева. Я поступил на факультет художественной обработки металла. После окончания учебы меня призвали в армию, служил я во Львове. Потом вернулся на родину. Устроился работать на фабрику сувениров.

Мастера знают, в этом деле нужна особая усидчивость и терпение, изделие испортить легко. Сейчас в мастерской университета тихо, в учебные дни творческий процесс не прекращается. После занятий ребята подходят к мастеру с очередной просьбой. Браслет с полудрагоценным камнем уже почти готов, осталась самая малость – отшлифовать и отполировать, без помощи учителя не обойтись.

Как говорит сам Тлепберген Рахимжанович, на одну работу может уйти от одного дня до нескольких месяцев, все зависит от настроения. Сам он нередко берется за несколько вещей одновременно. Агат, нефрит, аметист, горный хрусталь – от камней, оправленных металлом, трудно отвести взгляд. Работает преимущественно в национальном стиле. Сейчас это особенно модно и актуально.

«Жаман кiсіден, жаман сөзден сақтасын» – с такими словами предки бросали серебряные украшения в воду, где купали ребенка, отмечая сороковины – қырық су. В воду падали кольца, браслеты, серьги и другая красота. Для маленькой девочки это было началом подготовки приданого для свадьбы и своего рода обрядом очищения.

– С серебром связывали понятия чистоты, красоты и здоровья, а все украшения из него обладали, по поверьям, некой сакральной силой и служили оберегами, – говорит зергер. – Почему именно серебро, а не золото получило такое широкое распространение? Во-первых, потому, что золото не всем доступно, а серебра было предостаточно, поскольку из него чеканились монеты. Во-вторых, украшения для казахов носили скорее священный характер, чем декоративный. При этом каждое изделие несло свой особый смысл. По нему можно было с точностью определить, к какому сословию принадлежит человек, где он родился, каков его нынешний статус.

Студенты Тулепбергена Рахимовича при изготовлении украшений чаще используют более дешевый материал – латунь, медь. Бывает и серебро, но редко. Прежде чем приступить к делу, разбирают моторы, распутывают катушки, так добывают металл. Мастерская небольшая, работают по нескольку человек. Есть среди начинающих и девушки.

– Станет ли студент профессионалом или нет, зависит от его трудолюбия, – рассуждает преподаватель. – Конечно, талант важен, но в большей степени нужно все-таки стремление. Я в свое время горел идеей стать художником. У многих ребят я вижу тот же блеск в глазах.

Сегодня его работы украшают многие частные коллекции, а также Центральный музей в Алматы. Он участник и победитель многих республиканских и региональных выставок и конкурсов в Алматы, Астане, Атырау и так далее. Работы отличаются национальным колоритом, богатой фантазией, тонкостью и изяществом элементов. Особенно это просматривается в женских украшениях.

– Нужно знать свою историю, а в искусстве ее легко прочитать, – говорит мастер. – Все годы, пока девочка росла, мать бережно и кропотливо собирала ей приданое. В огромный кованый сундук складывались красивые нагрудные украшения (өңiржиек), кольца, серьги, накосные украшения (шолпы, шашбау), декорировка для будущего саукеле (головной убор невесты был богато отделан специально изготовленными украшениями – шекелiк, шашбау). Звон монет в шашбау и шолпы отгонял злых духов. Ребята не только учатся мастерству, они знакомятся с историей народа, традициями, обрядами. А это должен знать каждый.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top