По новым технологиям

1 июня 2023
0
2436

Когда в наших школах появились первые компьютеры, это стало заметным событием, почти сенсацией: мы шагаем в ногу со временем! Но сам компьютер – только инструмент. Сегодня мощным потоком в производство, науку, образование врываются современные информационные новшества, которые улучшают организацию и качество работы, учебного процесса.

С другой стороны, учреждения образования, в том числе школы, пережили жесточайший кризис 1990-х, когда почти не было средств на их капремонт, поддержку и обновление учебно-материальной базы.

В каком состоянии находятся учреждения образования сегодня? Есть ли надёжная материально-техническая основа для дальнейшего развития, внедрения новейших информационно-образовательных технологий? Делается ли что-то для улучшения профориентации?

По данным городского отдела образования, в Уральске насчитывается 106 государственных организаций образования, подведомственных отделу образования. Из них 50 дошкольных организаций, 50 средних школ и 6 организаций дополнительного образования.

За последние годы увеличилось количество частных детских садов. Сегодня их 107. Также работают 1 школа-детский сад, мини-центры при 18 школах. В дошкольных организациях воспитываются 19 312 детей.

В Уральске насчитывается 48 средних общеобразовательных школ, две основные школы. В 2022-2023 учебном году функционируют 25 школ с казахским языком обучения, 2 школы с русским языком обучения и 23 школы с казахским и русским языками обучения. В 2022-2023 учебном году контингент составил 58 402 учащихся.

За последние 5 лет в городе построено 5 новых школ (№№ 18, 38, 33, 50, ГЭН).

Строительство государственных детских садов за последние 5 лет не велось. В 2014 году возведены 2 садика.

В детских садах за счет бюджета и сэкономленных средств проводится соответствующий ремонт, модернизация систем отопления.

Для решения проблем трехсменности, а также аварийности школ планируются строительство в Уральске 9 школ в рамках пилотного проекта «Комфортная школа».

Ежегодно в организациях образования города проводятся работы по текущему ремонту, подготовке к зимнему отопительному сезону, установке (реконструкции) наружных сетей, замене окон, дверей, линолеума и др.

В организациях образования Уральска приоритетное внимание уделяется оснащению материально-технической базы по программе «Реализация подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования» за последние три года. Для всех школ приобретена необходимая компьютерная техника.

В прошлом году для школ поставлено по 62 кабинета, в этом году будет оборудовано более 60 кабинетов новой модификации. Наряду с предметными кабинетами ведется работа по организации коворкинг-центров с целью получения интерактивных досок, информационных киосков и создания комфортной среды для учащихся.

Особое внимание уделяется и обеспечению безопасности учащихся. Во всех школах установлены камеры видеонаблюдения. Также имеются тревожные кнопки с подключением к управлению оперативного отдела ДВД.

С 2017 года по Уральску 50 школ объединены в 7 сетевых сообществ и успешно сотрудничают с ведущими и партнерскими школами. Изучены общие проблемы, изменения в модели управления, проекты, определены темы исследований. Каждое сообщество работало по определённой теме.

Объединение школ в сетевые сообщества дало положительные результаты по нескольким направлениям. Позволило руководителям школ обмениваться опытом, решать проблемы в сообществе, укреплять командную работу, мотивировать молодых директоров путем распространения опыта работы опытных руководителей.

Благодаря работе в сетевых сообществах школы-партнеры поднялись до уровня ведущих. Если раньше их было 7, то в настоящее время 24. Учителя школ-партнеров также оказались в числе лидеров. По данным за последние три года, количество руководителей школ, а также их заместителей, повысивших квалификационные категории, увеличилось с 50 до 85 процентов. Повышение квалификационных категорий педагогов нового формата достигло 63-х процентов.

Отмечен рост достижений учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах научных проектов, подготовке и распространении авторской программы. Создана Ассоциация мастеров и лидеров.

Конкурентная среда требует перехода на более высокий уровень работы. Школам нужен импульс, чтобы двигаться дальше. Городской отдел образования связался с онлайн-академией «Ұлттық ұстаз», которая инициирует формирование модели современных школ. Курс «Новая модель управления», предложенный онлайн-академией «Ұлттық ұстаз», оказал влияние на выбор модели развития для организаций образования Уральска.

Всего в курсе приняли участие 910 педагогов из 33 школ, 7 организаций дополнительного образования и 45 государственных, 7 частных дошкольных организаций. В той или иной модели развития требовался профессиональный рост не только руководителя, но и коллектива, участвующего в подготовке личности, превосходящей простого ученика, системная работа команды, мыслящей в одном направлении и стремящейся к одной цели. Именно этот запрос включен в программу курса.

Команды уральских организаций образования ознакомились с опытом передовых образовательных учреждений Астаны, Алматы и Казани (Россия), обменялись опытом с учителями, руководителями и учредителями организаций образования, добившимися успешного взаимодействия школы и бизнеса. Лидер, сумевший изменить образовательный опыт, убедился в использовании на практике новых инновационных направлений, передовых технологий в школах.

Благодаря знаниям и опыту, полученным в рамках курса, каждая школа и дошкольные организации определили свои модели развития на основе комплексного плана реализации новой модели с учетом ее сильных и слабых сторон.

Появились «Экомшкола», «Школа-исследователь», «STEAM школа», сетевое сообщество школ, ориентированных на инновации. Также на республиканском форуме презентовали свои модели развития СОШ №33 по направлению «Медиамектеп», Digital Art school – гимназия эстетического направления, Steam balabaqsha – ясли-сад №48 «Мурагер». В городском отделе образования надеются, что в рамках сетевого сообщества будет сохранена последовательность в командной работе путем объединения школ единой модели, а изменения в школах выведут систему образования Уральска на более высокий уровень.

В профориентационной работе произошли просто революционные изменения. Такого организационного новшества не было даже в советское время, когда профориентация во многих школах проводилась очень качественно.

С 2022-2023 учебного года в школах республики введена должность педагога-профориентатора в соответствии с документом «О внесении изменений в приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц». Педагог профориентации работает по информационно-просветительской и практико-ориентационной направленности в профориентации.

В начале учебного года проведена организационная работа. На сегодняшний день в 25 школах сформирован кабинет профориентации. Организован информационный уголок «Карта профессий XXI века».

Работа по профбюро с учащимися школы включает комплекс мероприятий, направленных на успешный выбор профессии. При этом с целью определения профессиональной ориентации учащихся проведены тесты, анкетирование с родителями. В ориентировании учащихся на выбор профессии проведены круглые столы, дебаты, воспитательные часы. Состоялись экскурсии по предприятиям, учебным заведениям, встречи со специалистами разных сфер.

Такие перемены радуют, но есть и проблемы, о которых рассказывала в нашей газете руководитель отдела образования Уральска Акжаркын Темирханова.

И дело не только в том, что не хватает школ, а в отдельных – дети учатся в три смены. В некоторых – дефицит ученических мест, особенно в густонаселённых районах – Зачаганске, Деркуле, Старом аэропорте.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top