Плакат – оружие Победы
В музее «Старый Уральскъ» открыта выставка плакатов Великой Отечественной войны. Копии этих потрясающих произведений художественного искусства пропаганды предоставлены Центральным историческим музеем через Консульство России в Уральске.
Даже сегодня, спустя десятилетия, эти плакаты никого не могут оставить равнодушными – такая в них заложена огромная эмоциональная сила воздействия. Можно представить, какую волну гнева, ярости, стремления уничтожить врага они поднимали в душах людей того времени.
Выставка начинается с самого первого плаката Кукрыниксов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который был растиражирован уже на третий день после начала войны. На этом плакате советский солдат пронзает штыком крысиную морду Гитлера вместе с Договором о ненападении, который он вероломно нарушил.
Самый знаменитый плакат «Родина-Мать зовет» был создан художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года. Образ, созданный художником, и сегодня потрясает своей проникновенностью. Тоидзе рисовал образ Родины со своей жены, но каждый видел в нем родное ему лицо. Глаза Родины-Матери смотрят прямо в глаза каждому, и невозможно отвести взгляд перед этим пронзительным взором, в котором и боль, и скорбь, и гнев, и негодование, и призыв Матери к своим сыновьям и дочерям: встаньте на защиту Отечества!
– Сравниться в этим шедевром художественного искусства пропаганды по силе воздействия может только песня Александрова «Священная война». Этот плакат также поднимал в людях «ярость благородную», которая «вскипала, как волна», – говорит Ольга Комарова, преподаватель Детской художественной школы.
Плакаты военного времени не только оригинальные художественные произведения, но и подлинные исторические документы. По ним можно проследить, как менялось положение на фронте и настроения в тылу. Создавались плакаты буквально за часы, за сутки и чутко реагировали на все, что происходит. «Отстоим Москву!» Этот плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым впервые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Плакаты призывали: «Грудью встанем на защиту Ленинграда!», «Всё для фронта! Всё для Победы!», «Стань героем!».
Простым и доступным языком плакаты рассказывали, объясняли, поднимали дух народа. Все военные годы плакаты были на передовой линии борьбы. Они рассказывали о зверствах врага и подвигах героев. Тиражи громадные, и плакаты проникали в города, села, в партизанские отряды, в тыл врага и вместе с передовыми частями Красной Армии входили в освобожденные города. Эти плакаты висели на улицах городов, в заводских цехах и сельских клубах, становились частью повседневной жизни людей. Они напоминали, что победа зависит от каждого. Важную роль играли не только изображения, но и текст – короткий, мощный и запоминающийся.
События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге (плакат «Отстоим Волгу-матушку»), угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а главное – оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, которых враг убивал, вешал, загонял в концлагеря, угонял в рабство. Плакат Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Недаром художник Жуков на плакате «Бей насмерть!» поместил этот плакат на стене за спиной красноармейца, стреляющего из пулемета. Мольба женщины с ребенком на руках о спасении услышана.
Победа под Сталинградом всему миру показала мощь Красной Армии, разгромившей многотысячную немецко-фашистскую армаду и отбросившей врага от Волги. Плакаты становятся все более жизнеутверждающими. Они показывают, какую радость испытывают люди, встречая своих освободителей: «Ты вернул нам жизнь!».
О художниках, создававших в годы войны эти агитационные шедевры, на открытии выставки рассказали руководитель музея Шолохова в Дарьинском Антонина Пудова, преподаватель Детской художественной школы Ольга Комарова.
Создавали плакаты «Окна ТАСС», куда входили 130 талантливых художников и 80 поэтов. Они выпустили полторы тысячи плакатов тиражом более двух миллионов экземпляров. На выставке представлены более двадцати плакатов разных периодов войны. И по ним можно судить, как менялось положение на фронтах.
С января по октябрь шли бои за освобождение Украины. Художник Иванов выпустил плакат «Пьем воду родного Днепра!». И более мелким шрифтом: «Будем пить из Прута, Немана и Буга! Очистим советскую землю от фашистской нечисти!». Плакаты художника Иванова – это сочетание героизма и лиричности в образе советского солдата. На плакате «На Запад!» красноармеец сбивает прикладом указатель на немецком «Нах Остен». Вместо «дранга» (натиска) на восток у фашистов драп (от русского драпать).
Впереди было еще много боев, но на плакатах улыбающиеся лица. Красноармеец уже не с автоматом или пулеметом, он натягивает сапоги – «Дойдем до Берлина!». И вот уже у границы с Германией – «Так оно и будет!» и – на фоне Бранденбургских ворот – «Водрузим над Берлином знамя Победы!» Многие лица на плакатах – прототипы реальных героев Великой Отечественной войны.
О том, каким грозным идеологическим оружием были в годы войны плакаты «Окон ТАСС» можно судить по реакции врага. Министр пропаганды Третьего рейха Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в их выпуске. «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах», – говорил Геббельс. Больше всего его и Гитлера злили сатирические плакаты Кукрыниксов (это коллективный псевдоним художников Куприянова, Крылова и Соколова). Карикатуры на Гитлера и его режим – острые, злые – стали известны по всему миру, а самого фюрера доводили до бешенства, и он обещал повесить их авторов после взятия Москвы.
– Кукрыниксы присутствовали на Нюрнбергском процессе, и там продолжали делать зарисовки участников процесса, рисовали карикатуры на главарей фашистского режима, – рассказывает Ольга Александровна Комарова. – Плакаты Великой Отечественной войны – это была моя любимая тема в годы преподавания в Детской художественной школе.
На выставке в музее она обратила внимание посетителей на то, как менялись плакаты.
– Плакаты начала войны – это гнев, призыв: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!». После Сталинграда настроение другое – «Дойдем до Берлина». И – «Дошли до Берлина!». Красноармеец на плакатах улыбается, это веселый Василий Теркин – принято считать, что художники на плакатах изобразили любимого литературного героя. А какие плакаты Победы! Это радость, цветы, улыбки, дети на руках.
Плакат был оружием, солдатом в строю. Сегодня это достоверный документ и хранитель памятных событий военных лет. И он до сих пор остался оружием – нестареющим, боевым, призывным.