Песни, что жить помогают
Более ста концертов народной песни организовал в Уральске Владимир Яковлевич Культюшнов. Для участия в них он привлекает как профессиональных певцов и музыкантов, так и самодеятельные фольклорные коллективы. Не менее десяти концертов прославленных российских творческих коллективов из Самары и Оренбурга смогли увидеть уральцы, благодаря его стараниям. Так, в ноябре в здании «Нұр Отан» состоялся уже не первый у нас концерт Государственного Волжского народного хора имени П.М. Милославова. Владимир Культюшнов и сам непременно принимает участие в концертах. На этот раз вместе со знаменитым хором он исполнил «Сормовскую лирическую», что считает для себя большой честью.
Владимир Культюшнов
Он не имеет музыкального образования, до ухода на пенсию преподавал в школе физкультуру и с музыкой его связывает разве что фамилия и любовь к народной и советской песне. Несколько раз я была на его концертах, где большинство зрителей, конечно, составляют люди немолодые, но надо было видеть, с какой радостью зал порой подхватывает такие родные мелодии и такие проникновенные слова старых песен.
– Зачем вам это надо? Почему вы это делаете? – не раз спрашивала я Владимира Яковлевича.
– Я с детства слышал эти песни, у нас вся семья любила петь, – отвечает он. – И я считаю, что музыка и песня объединяют людей, а это сегодня очень важно.
И не случайно после смерти своего друга Бисена Жумагалиева творческое объединение «Русская песня» было названо его именем.
– Меня часто спрашивают, почему творческое объединение «Русская песня» носит казахское имя, – говорит Владимир Яковлевич. – Ну, во-первых, Бисен Жумагалиев был не только моим другом, но и другом всего русского народа, он любил не только казахские, но и русские песни. Мы не раз пели вместе с ним. Во время Великой Отечественной войны он сражался за нашу общую родину, был снайпером на Ленинградском фронте и всегда говорил, что мы победили фашистов только потому, что были все вместе, что наша сила – в единении. И до самой смерти он все делал для того, чтобы между нашими народами была дружба.
Идея проводить концерты народной и советской песни возникла у Культюшнова еще в начале 90-х годов прошлого века, когда тысячи людей остались без работы, процветал криминал, а процент самоубийств достиг своего пика. Именно тогда он вспомнил, что «песня строить и жить помогает». Его друг Бисен Жумагалиев поддержал эту идею. И в атмосфере безысходности, которая царила в обществе, зазвучали другие мотивы – раздольные, грустные, народные и веселые, оптимистические – советские.
Бисен Жумагалиев
Он знал, что говорит, когда повторял, что мы одержали победу в Великой Отечественной войне благодаря тому, что были вместе. Он видел войну «изнутри», из окопов, из снайперских «гнезд», в которых приходилось, затаившись, лежать часами, выслеживая фашистских снайперов и диверсантов. О фронтовом братстве он знал не понаслышке, потому что сам прошел всю войну сначала снайпером под Ленинградом, а потом фронтовым корреспондентом, редактором фронтовой газеты «Отанды Қорғауда» («На страже Родины»), выходившей на казахском языке.
Автор книги «Невский-2» Максим Гордон, которого Бисен аға называл своим крестным отцом в журналистике, так описывает молодого бойца:
«Бисен Жумагалиев, 20-летний заместитель политрука. Тоненький, застенчивый, он совсем не походил на военного человека. До войны работал школьным учителем, но напоминал, скорее, только что сдавшего экзамены десятиклассника. Впрочем, этот юноша, как о том свидетельствовала его боевая характеристика, был не только отличным заместителем политрука 13-й стрелковой дивизии, стоявшей у Пулковских высот, но и снайпером. На его счету числилось около 30 уничтоженных фашистов. Что особенно привлекало в Жумагалиеве – он хорошо знал историю своей республики, ее сегодняшнюю жизнь».
Уже после войны Бисен Жумагалиев окончил Уральский педагогический институт и Высшую партийную школу. Работал редактором областной газеты «Орал өңірі», секретарем Уральского, а затем Кокчетавского обкомов компартии.
Он награжден девятью орденами и множеством медалей.
Бисен Жумагалиев дружил с писателем Михаилом Шолоховым, часто сопровождал его в поездках по области и именно он первым принес ему весть о награждении Нобелевской премией. Когда на Дону отмечали столетие со дня рождения писателя, Бисен Жумагалиев, несмотря на возраст, отправился туда вместе с уральской делегацией. Говорил, что ему это необходимо, чтобы не потерять духовную связь с писателем.
Ветеран ушел из жизни в год 70-летия Победы. Победы, в которой есть доля и его ратного труда.
– За то, чтобы присвоить творческому объединению «Русская песня» имя Бисена Жумагалиева единогласно проголосовали все триста человек, которые были в тот день в ДК молодежи, – вспоминает Владимир Яковлевич Культюшнов, хранящий светлую память об этом человеке и гордящийся дружбой с ним.
Пример этого человека, до конца остававшегося в строю, помогает ему в его деятельности по организации концертов народных песен.
Николай Культюшнов
Но было еще одно обстоятельство, которое подвигло Владимира Культюшнова посвятить свой заслуженный отдых организации концертов. Об этом он говорит с осторожностью, потому что обстоятельство это – мистическое. Однажды ему приснился его двоюродный брат Николай Николаевич Культюшнов, музыкант и композитор.
– Он явился мне во сне и молча, с укоризной смотрел на меня. Я подумал, что это – знак, надо что-то делать, – рассказывает Владимир Культюшнов.
И, будто оправдываясь, добавляет:
– Есть что-то, какая-то связь с тем миром, мы только объяснить этого не можем.
Николая Культюшнова в послевоенные годы знал весь Уральск. Его называли «уральским Бетховеном». Его отец (родной дядя Владимира Культюшнова) был осужден тройкой НКВД и расстрелян в 1938 году. Николаю в то время было 13 лет. На фронт он ушел в 1943 году, в 18 лет. Воевал в разведроте 58-го стрелкового полка, был ранен, несколько месяцев провел в госпиталях, снова отправился на фронт. Когда закончилась война, Николаю Культюшнову исполнился 21 год.
На груди – медали «За отвагу», «За Победу над Германией», орден Отечественной войны.
После Победы Николай Культюшнов остался вольнонаемным в части: он был не только прирожденным музыкантом, но и художником, поэтому организовал в части художественную самодеятельность, рисовал плакаты и даже портреты генералов.
В газете «Знамя Победы» писали об одном послевоенном концерте в Доме офицеров: «Оригинальный номер показал вольнонаемный тов. Культюшнов. На обыкновенной пиле он чисто и со вкусом сыграл смычком две народные песни, вызвав горячее одобрение слушателей».
Одна песня была русская – «Степь да степь кругом», а вторая украинская – «Стоит гора высокая».
Позже Николай Культюшнов вернулся в Уральск и поступил в музыкальное училище. Учился на двух отделениях сразу – баяна и хорового дирижирования. В училище его звали «уральским Бетховеном», было что-то общее в его внешнем облике с великим композитором, а главное – он был также одержим музыкой. Писал музыку на стихи местных поэтов, мелодия одной его песни долгие годы служила позывным местного радио.
В 50-е годы Николай Культюшнов вместе с братом Александром создали в Уральске десятки хоровых коллективов. Историк, писатель Александр Комаров, который в юные годы тоже пел в одном из хоров Культюшновых, вспоминает, что Николай Николаевич «заставлял делать невозможное и творил чудеса с 15-16-летними студентами педучилища».
Таким «чудом» стал созданный им из этих подростков академический хор, который выходил победителем на всех конкурсах. И именно этот хор из всего Казахстана выиграл путевку на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году. И вместе с профессиональными певцами, музыкантами, композиторами, народными артистами Казахстана и СССР на фестиваль отправились уральские студенты. В жюри – знаменитости с мировыми именами, в соперниках – певцы и музыканты, окончившие консерватории. Но уральский хор Культюшнова – 87 человек – которым он управлял своей дирижерской палочкой – завоевал на фестивале третье место. Все 87 певцов получили медали лауреатов, а Николаю Культюшнову в подарок из Москвы прислали белое пианино. Как вспоминает историк Александр Комаров, в училище долго уговаривали Николая Николаевича взять его себе, но он отказался. Якобы это пианино потом продали, чтобы отремонтировать крышу здания училища.
Николай Культюшнов был скромным человеком, редко вспоминал о войне, а с журналистами общался только по поводу своих концертов. Но однажды написал в редакцию письмо на нескольких страницах. В год 40-летия Победы в газете «Известия» были опубликованы фотографии военных лет. На одной из них Культюшнов узнал себя и свой разведвзвод. Фотографию предоставил комбат Чернышёв, под ней его подпись: «1943 год. Мелитополь, река Молочная, разведвзвод. Снимали без меня, я был в госпитале». На вопрос корреспондента, сколько человек из группы дожили до Победы, комбат с грустью ответил: «Только трое». И перечислил фамилии. Культюшнова среди них не было. Его считали погибшим, а он попал в эвакогоспиталь и почти год провалялся в госпиталях. «Жив я, ребята, жив!», – писал в редакцию Николай Культюшнов.
Трех этих наших земляков объединяет многое. И одна из составляющих этой общности – музыка, песня.
– Песней мы даем бой всем, кто пытался нас поссорить и разъединить, – обмолвился в разговоре Владимир Культюшнов.