Особое внимание
По приглашению управления внутренней политики г. Уральска прошла интересная встреча психологов школ с экспертом-психологом Республиканской Ассоциации психологов и психотерапевтов РК, международным экспертом ООН (Центрально-Азиатского региона) по вопросам профилирования группы «риска», подполковником КНБ в отставке Лолой Сергеевной Шакимовой.
На повестку дня вынесены три проблемы, касающиеся подростков – профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде, предотвращение буллинга и суицида. В аудитории собралось более 80 человек, среди них теологи, психологи, заместители директоров школ, колледжей по воспитательной части.
Организован семинар отделом внутренней политики города Уральск, а также МОО «Интерграл», а также молодежным объединением «Интеграл». Семинар проведен интересно и содержательно. Спикеры раскрыли инновационные технологии метода профайлинга, позволяющие выявлять деструктивных личностей по внешним поведенческим признакам, в рамках изучения психологии личности и общения.
Как объясняла Лола Сергеевна, дети и подростки чаще поддаются негативному влиянию со стороны из-за психологических особенностей характера. Сюда можно отнести эмоциональную неустойчивость, легкую внушаемость, чрезмерное стремление к самостоятельности и так далее. Подростки постоянно стоят перед выбором, у них много соблазнов. С ними периодически должна проводиться профилактическая работа, которая поможет им избежать многих проблем. Особое внимание – к социальным сетям, в которые заходит подросток.
– Лидеры деструктивных религиозных течений ведут вербовку через социальные сети, так как большая часть молодежи проводит много времени в интернет-пространстве, – объясняла Лола Сергеевна. – Применяются технологии по методу НЛП-нейролингвистического программирования. Подготовленные лидеры деструктивных организаций легко могут убедить молодого человека и внушить ему что угодно. Именно поэтому слабые, неустойчивые личности быстро попадают в эти течения. Такие методы, кстати, широко используются в сетевом маркетинге и финансовых пирамидах. Согласно методике, люди делятся на три категории: визуалы, аудилы и кинестетики. Большая часть воспринимает информацию глазами, 11% – слушают, 1% важны ощущения, 4% поддаются внушению. Самой легкой добычей становятся аудилы и кинестетики. Аудилы всегда поддаются влиянию со стороны авторитетов, для них очень важно общественное мнение, репутация, что подумают люди из ближнего окружения, а у кинестетиков очень хорошо развиты чувства, эмоции, эмпатия. В деструктивных религиозных течениях работают хорошие психологи, которые знают все тонкие струны человеческой души. Создается впечатление, что они целенаправленно заканчивают спецкурсы по психологии личности, общению, методам воздействия и успешно применяют их. Поэтому хороший вербовщик, зная технологии, будет подходить к человеку грамотно. Эти организации очень хорошо применяют тотальный контроль – над поведением, сознанием, эмоциями человека, даже над получением информации. Восприятие окружающего мира должно быть многовекторным, но когда человек сталкивается со многими запретами, при ограничениях формируется узкое тоннельное сознание. Такого «клиента» легко можно зомбировать. Многие миссионеры, кроме запретов, применяют фармакологические препараты, иногда бессонные ночи, соблюдение жесткой диеты и, к сожалению, даже наркотики. Поэтому были в практике случаи, когда бывшие адепты пребывали в пограничном состоянии, то есть в депрессии, и даже пытались завершить жизнь самоубийством, оказывались на койках психиатрических больниц. Чтобы вывести из этого состояния, необходимо время, а также подключение к работе не только специалистов-психологов, но и психотерапевтов. Когда человек попадает в секту, большую роль играет доверие родных. Именно семья должна в первую очередь оказывать психологическую, моральную помощь. Ребенок не должен бояться, что в какой-то ситуации близкие ему не помогут, поэтому здесь между членами семьи должно быть доверие. Еще нужно знать, что во всех областях открыты центры реабилитации жертв деструктивных религиозных течений, где бесплатно окажут помощь теологи, религиоведы и психологи. Работают телефоны доверия, позвонив по которым, можно проконсультироваться по религиозным вопросам. Чтобы защитить подростка, в первую очередь необходимо сформировать у него критичность мышления, чтобы он мог отличить миссионеров деструктивных религиозных течений от настоящих проповедников и не попадал на их уловки. Он будет знать, к каким последствиям могут привести те или иные негативные или необдуманные действия, которые он совершит.
Лола Шакимова – одна из главных специалистов спецоперации «Жусан» по возвращению женщин и детей из зон террористической активности.
– С такой проблемой, как дети войны, столкнулись впервые. Это специфичные, особенные дети, – также рассказывала она. – Это дети, которые долгое время жили в условиях войны. У видевших вой-ну детей постоянно присутствуют чувство страха, неуверенность, тревожность, наблюдается пограничное расстройство личности, депрессия. Вывести их из такого состояния очень сложно, может потребоваться от трех до пяти лет.
С теми, кого только вывезли из Сирии, Лола Сергеевна проводила психодиагностическую работу. Тогда у детей превалировала в рисунках темная цветовая гамма, что говорило о высоком уровне тревожности, состоянии стресса, напряжении. Они рисовали то, что видели: войну, себя, как они жили в окопах, прятались от бомбежки, как потеряли родственников, близких людей и как до сих пор переживают их смерть.
У некоторых детей обнаружены признаки аутизма. Причин этой болезни может быть много, но одна из них – стресс, страхи, фобии. Также были различные неврозы, у некоторых наблюдалась задержка речевого развития, педагогическая запущенность.
– Мы буквально с первого дня окружили их заботой, вниманием, любовью. Со временем они стали охотно приходить к нам на консультации, участвовать в групповых тренингах и, таким образом, адаптировались к реалиям современного общества, – говорит Лола Сергеевна. – У них появились улыбки на лицах, сияние в глазах, они почувствовали, что пребывают в зоне комфорта. И когда мы приходили к ним на занятия, тренинги, они тянулись к нам, бежали нам навстречу и обнимали, как близких, родных людей.
Результаты такой работы уже есть. При психокоррекционной работе с детьми мы просим их нарисовать свою семью, то, о чем они мечтают, чего хотят. И тут уже вырисовывается другая цветовая гамма, в их картинках преобладают яркие сочные цвета: желтый, зеленый, красный, голубой. Зеленая трава, горы, река, огромное количество цветов… Это говорит о том, что они начинают жить эмоционально насыщенной жизнью. Все они рисуют большой дом, где много детей, много гостей, рисуют машины, на которых они путешествуют.
Возможно ли такое, что у детей войны психологическая травма останется на всю жизнь и это в дальнейшем негативно отразится на их поведении, жизненных принципах, отношении к людям? Это зависит от ребенка, от его индивидуальных личностных особенностей, характера, от психотипа нервной системы, от того, в какой семье он сейчас воспитывается, насколько вкладывает в него усилия его ближайшее окружение, семья. Именно в семье формируются такие понятия, как любовь к родине, уважение к старшим, к социальному окружению, к людям, независимо от того, какой они национальности, какого вероисповедания. Именно в семье формируются ценностные ориентации.
Суицидальные наклонности у подростков выявить сложно, но возможно. Интернет и социальные сети оказывают огромное влияние на подростков, иногда негативное. Родителям стоит обратить внимание на несколько признаков, которые могут указывать на пагубное влияние контента: изменения в поведении, ухудшение успеваемости, раздражительность и агрессия. Чтобы бороться с негативным воздействием Интернета, важно установить ограничения, обсуждать с подростком увиденное, поддерживать его увлечения в реальной жизни, развивать критическое мышление и, если необходимо, обратиться за профессиональной помощью.
Лола Сергеевна обговаривала с педагогами причины суицидального поведения, причины буллинга в школе, синдром Вертера – подражание самоубийству и синдром собаки, агрессивное поведение членов семьи. Лола Сергеевна объясняет, что роль школьного психолога очень велика, но, к сожалению, он один справиться не в силах. Поэтому это должна быть коллективная работа учителей, психологов и родителей, и только в этом случае можно будет добиться успеха.