Особенная школа

21 сентября 2023
0
1240

В последнее воскресенье сентября мир отмечает Международный день глухих, который учрежден в 1951 году. Областная специализированная школа-интернат для детей с нарушениями слуха и речи в сентябре также отметит 85-летний юбилей. Полным ходом идет подготовка. У школы богатая история и ей есть чем гордиться.

Уютный двор, клумбы с пестреющими на них осенними цветами. Цветы везде – в классах, коридорах. Школа-интернат состоит из двух примыкающих друг к другу зданий – нового и старого, построенного еще до революции, когда-то эта часть была домом местного купца, теперь здесь кабинеты и классы.

Тот, кто первый раз пришел сюда, отмечает тишину. Шума и гама нет даже на переменах. В специализированной школе обучается немного ребят, всего 71, и у каждого серьезные проблемы со слухом и речью, общаются учителя и подопечные при помощи жестов.

Классы небольшие, по нескольку человек, уроки практически индивидуальные. Помимо основной программы, здесь проходят курс коррекционных предметов. Один из таких – развитие речевого слуха и формирование произношения – преподается на протяжении всех лет обучения. Одна из задач – научить произношению. Глухим людям невозможно понять самостоятельно, как формируются звуки. Педагог должен помочь развить тактильно-операционную чувствительность – понимание того, за счет чего в нашем теле возникает тот или иной звук и, как следствие, произнести его. Такие уроки проводятся с каждым учеником ежедневно.

Директор школы Бауыржан Байгалиевич Абдрахманов возглавил учреждение не так давно, до этого работал в специализированной школе-интернате-колледже № 15. Поэтому рассказывать о школе доверил социальному педагогу Ирине Владимировне Семеновой, которая здесь больше 30 лет.

– Наша школа образована в 1938 году, – говорит она. – Раньше детей было больше, но медицина развивается, у детей на ранних этапах выявляются заболевания или отклонения органов слуха, и своевременно начинается лечение.

Большая часть учеников – городские. Приезжают на школьном автобусе, который собирает учеников каждое утро, или же на общественном транспорте, остальные 23 – приезжие. Им предоставляют место в школьном интернате.

Помимо общешкольных дисциплин, большое внимание уделяют профориентации. Одна из задач школы – создание условий для личностного развития и формирования навыков профессиональной адаптации воспитанников. Девочек учат шить, парикмахерскому делу, мальчиков – чинить обувь. В жизни все эти навыки обязательно пригодятся.

У девятиклассниц урок технологии. Со швейными машинками обращаются умело, учиться шить здесь начинают с 7 класса. Возможно, окончив школу, кто-то из них получит профессию швеи или портного, будет работать в ателье, или же шить на дому, так или иначе смогут зарабатывать.

Бауыржан Байгалиевич осваивает язык жестов.

Простые жесты уже выучил.

– Машешь открытой ладонью – «Привет». «До свидания» – домик из пальцев, и несколько раз согнуть пальцы к основанию кисти. Это значит: пока, я ухожу домой. Слово «директор» – двумя пальцами, средним и указательным, нужно стучать по ноге. А если рукой вниз по щеке – это «пожилой». Научиться языку жестов не так трудно и даже интересно. В настоящее время я также изучаю дактильную азбуку, это когда словно «печатаешь» каждую букву в воздухе. И можно прочитать слово.

– Для того чтобы быстрее выучить язык, неважно итальянский или английский, нужна языковая среда, общение, и тогда можно намного быстрее заговорить. Здесь такая же схема, – объясняет Ирина Владимировна. – Все педагоги, которые работают в нашей школе, имеют соответствующее образование и прекрасно знают язык жестов.

Областная специализированная школа-интернат для детей с нарушениями слуха и речи, как и любая другая, идет в ногу со временем. Есть компьютерный класс, оборудованы кабинеты. Республиканский благотворительный фонд выделил 22 миллиона тенге на оборудование мастерских и кабинетов.

– В швейной мастерской установлены новые машинки, оверлок, вышивальная машинка, интерактивная панель. Также оснащены кабинеты дефектолога, логопеда, – рассказывает директор.

Несмотря на то, что школа для слабослышащих, каждые 40 минут здесь звучит обычный звонок, в большей степени для учителей. То, что урок начался или закончился, ученики с тотальной глухотой определяют по сигнальной лампе, которая есть в каждом классе и коридорах.

Один из любимых уроков – музыка, но методика преподавания иная. Перед учителем стоит особая задача – ему необходимо научить слышать и чувствовать ритм. Педагог Нурлан Жумабаевич Рамазанов имеет большой опыт, в школе он проработал больше 10 лет, легко находит общий язык с ребятами.

В классе всего два ученика. Урок музыки первый в этом году. В руках педагога казахский национальный инструмент – сакпан. При помощи его учитель задает ритм. У доски Амантай, он отвернут от учителя и заметно, как сосредоточенно вслушивается. Нурлан Жумабаевич инструментом, похожим на трещотку, издает звук – раз, два, три! Амантай через секунду столько же раз хлопает в ладоши и произносит: «Пам, пам». Это значит, что он слышит. Затем педагог нажимает на клавиши пианино, и ученик снова повторяет счет, но уже при помощи сакпана. С заданием он справился и ни разу не ошибся.

– Наши дети осваивают вибрацию, чувствуют ритм, поэтому они прекрасные танцоры. У нас есть урок хореографии, – разъясняет Ирина Владимировна.

Миржан Шакешев преподает математику. Он бывший ученик этой школы, имеет проблемы со слухом и речью. Трудоустроился в 2014 году, а до этого окончил колледж, получил профессию программиста.

– Миржан трудолюбивый и привык добиваться своих целей, – так характеризуют его учителя. Сейчас изучает английский язык. У него семья, он многодетный отец. Без дела не сидит, в свободное от работы время таксует. Он объясняет своим ученикам, что от них самих зависит, как сложится их жизнь, какую профессию они получат.

Ирина Владимировна в общении с Миржаном выступает в качестве сурдопереводчика, хотя образование в КазИИТУ он получил, обходясь без чьей-либо помощи. Изучал программу по учебникам, давал письменные ответы.

– Можно жить полноценной жизнью, имея серьезные проблемы с руками и глазами, но главное – иметь настрой и знать, что ты хочешь от этой жизни, – объясняет он своим ученикам. – Никаких ограничений быть не должно.

После окончания школы все выпускники сталкиваются с проблемой – куда пойти учиться. Воспитанников приглашают поступить в колледж «Сервиса» или колледж № 5, там есть инклюзивные группы. Но некоторые ребята выбирают вуз или другой колледж, и получают ту профессию, которая им по душе. Следующим, самым сложным этапом станет трудоустройство. Но и с этой проблемой они справляются.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top