Особая школа

2 марта 2017
0
2301

Не так давно в краеведческом музее проходила выставка декоративно-прикладного искусства. Авторами работ стали ученики специальной школы-интерната для детей с нарушением интеллекта № 15. Поделки отличались национальным колоритом. Выполнены под руководством преподавателя школы Самала Урынбаевича Казиева.

В мастерской просторно и светло. Мальчики старательно пилят, строгают и что-то прибивают. У каждого свое задание. Женис выпиливает лобзиком по размеченной учителем линии. Сложно, но получается. Азат на разговоры не отвлекается, тоже увлеченно занят делом. Аккуратно водит лезвием канцелярского ножа по нанесенному рисунку.

– Вот такой должна получиться шкатулка, – показывает готовое изделие преподаватель. – Не все выходит так, как хочется. Но пройдет совсем немного времени, набьете руку, станете настоящими мастерами.

На полках ровными рядами поделки. Некоторые из кости.

– Развитие национального декоративно-прикладного искусства отличают уроки Самала Урынбаевича, – рассказывает завуч школы по учебной части Аслима Кабекешовна Биисова. Обычная баранья кость в руках учителя и его учеников действительно превращается в предмет искусства. Точно так же в прошлом и позапрошлом столетии изготавливали сувениры народные мастера.

– Задача непростая. Природный материал шкурим, полируем, покрываем краской. Одни поделки получаются из «золота», другие – из «серебра». Чтобы усилить этническую тему, расписываем в стиле древних наскальных рисунков, – продолжает педагог.

Перед старшеклассниками задача сложнее. Из дерева вырезают крошечных животных, посуду. Лакированный деревянный сайгачонок тянется мордочкой к солнцу. Поделка – не просто красивая вещь или сувенир, которым можно украсить любую комнату и дополнить интерьер. В ней скрыт глубокий смысл. Автор работы привлекает внимание к проблеме сохранения исчезающих животных.

– Выполнено мастерски, – Самал Урынбаевич проводит пальцем по гладкой спинке сайгачонка. – Мы словно чувствуем дрожь в теле малыша, слышим, как стучит его испуганное сердце. Всем своим существом он тянется к солнцу, хочет жить.

Глядя на выставленные работы, действительно сложно поверить, что изготовлены они учениками специальной школы, где у каждого ребенка «определенный» диагноз.

Всего здесь 310 учеников, половина из них сельские ребята, живут в интернате.

Учебная программа кардинально отличается от обычной, поделена на два уровня. На первом – обучаются ребята с легкой отсталостью, на втором – с умственным отставанием. С последними, признаются педагоги, сложней. Но справляются. Их задача – социализация детей в обществе.

Самал Урынбаевич работает больше 6 лет. До этого преподавал в школе поселка Базартобе Акжайыкского района. Он нисколько не сомневаясь, уверяет, ученики школы такие же дети. В чем-то, возможно, им сложнее, но они стараются. Работы его бывших учеников – Силара Шапенова и Айбека Мухтарова на республиканском конкурсе «Жұлдызай» в номинации «Прикладное искусство» были признаны лучшими. Получили Гран-при. Сейчас эти ребята учатся в колледже, получают профессию.

Сам преподаватель не отстает. Его учебная разработка удостоилась Гран-при на областном конкурсе методистов.

Подобная мастерская не единственная в школе. У Александра Михайловича Карпова урок уже закончен. Он также учит детей труду. В классе станки, инструменты, плакаты по технике безопасности. Мальчишки привели в порядок рабочие места, интересуются, когда следующее занятие.

Ученики школы отличаются особой воспитанностью. Останавливаются при встрече с учителем, здороваются с незнакомыми людьми, гостями школы.

– Не стоит давать какие-то определения. Они дети, то есть, как и в любой школе, разные. Есть примерные, исполнительные и подвижные. Этим нужно успеть везде и всюду, – говорит Александр Михайлович.

– Каждый учитель специалист с большой буквы, – добавляет Аслима Кабекешовна.

Она водит нас по классам, рассказывает о работе, учениках.

– Здесь каждый учитель – дефектолог, психолог, логопед. Неважно, урок или перемена, или обед в столовой. При любой возможности мы воспитываем, объясняем, как ребята должны себя вести в той или иной ситуации.

В программе одним из предметов является социально-бытовая ориентировка. На уроке учатся готовить, гладить, убирать квартиру, ухаживать за цветами. Хиуа Едыгеевна Жангерова знакомит с основами домоводства. Сегодня на уроке варили рис.

Необычный класс состоит из двух самых обычных комнат – зала и кухни. Обстановка вполне домашняя. В гостиной мягкая мебель, большой стол по центру, его ребята учатся сервировать. В кухне готовят. Есть еще парты и доска. Каждый урок начинается с теории.

На кухне дежурные моют посуду и газовую плиту. Здесь все действительно по настоящему – раковина, кухонные шкафы, моющие и чистящие средства. Ученик начальных классов Адиль вытирает влажной тряпкой панель газовой плиты. Его одноклассник Мейрамбек домывает тарелки. Учитель ребят уже отпустил, но мальчишки уходить не торопятся.

– Ребята из села намного приспособленнее к жизни, чем городские. Работы не боятся, – говорит учитель.

Обучение самообслуживанию начинается с начальных классов. У старшеклассников – хозяйственный труд, выполняют работу сложнее.

Отставать от других школа не собирается. Участвует во всех мероприятиях и соревнованиях. Совсем скоро стартует отборочный тур республиканского фестиваля детского творчества «Жұлдызай». Участниками станут дети с ограниченными возможностями. Организаторы и жюри конкурса отправятся по 16 городам Казахстана в поиске талантов. Ребята смогут представить творческие достижения в области хореографии, музыки и рисования. Участников, прошедших во второй тур, ждет насыщенная программа: мастер-классы, экскурсии, встречи с казахстанскими артистами. Победители конкурса побывают на Гала-концерте в Астане.

Проведение фестиваля стало возможным исключительно благодаря социальной ответственности отечественных бизнесменов.

(Окончание следует)

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top