Опять скрипит изящное седло
Конь – верный и надежный спутник каждого степняка. С самого рождения жизнь казахов была связана с этим благородным животным. «Конь – это крылья джигита», – говорили в народе, а потому очень большое внимание уделяли и конской амуниции.
Седла для казахов играют особую роль. Символ силы и свободы, они не только удобны в езде, но и несут в себе богатое культурное наследие. Каждая деталь – от стропил до подпруг – пронизана традициями и символикой, передавая историю и дух народа.
Мастер Айдынбек Бурибаевич Имангалиев один из немногих, кто умеет мастерить конные седла. Правда, в последние годы он от этого дела отошел, седла уже не имеют той актуальности, как раньше.
– Люди пересели уже давно на машины, седла не нужны. Разве что в южных регионах по-прежнему мастера делают седла, там развиты конные виды спорта, – говорит мастер.
Его седла отличаются не только прочностью, изяществом форм, но и особым национальным колоритом, а также красотой. Седла он делал из натуральной кожи и украшал полудрагоценными камнями. В ход шли агат, бирюза, яшма, нефрит, топаз. Стоимость каждого изделия доходило до нескольких тысяч долларов, но качество того стоило. Работы у мастера не повторялись, ни одно седло не было схоже с другим.
По профессии он художник-гравировщик. Работал с камнем, изготавливал мемориальные плиты и надгробные памятники. Тот, кто лично знаком с Айдынбеком, с уверенностью назовет его универсалом. Он работает с камнем, кожей, деревом. Как говорит сам, многому его научили в педагогическом институте, его он окончил много лет тому назад. После окончания работал в школе, преподавал черчение и труд. В сложные 90-е годы, когда зарплату задерживали, а семью необходимо кормить, ушел на вольные хлеба. Стал сапожником, ремонтировал обувь.
Седлами Айдынбек всерьез занялся в 2013 году. По телевизору увидел рекламное объявление, в котором говорилось, что есть программа «Дорожная карта-2020», благодаря которой каждый желающий может начать свое дело. На это выделяются – три миллиона тенге. Мужчину предложение заинтересовало. Учился в Шымкенте, потом отправился в Бишкек (Кыргызстан), затем в Алматы. Мастера там хорошие, особенно на юге Казахстана. Они делают изумительные вещи. Правда, опытом делились не бесплатно, за деньги. Но даже в этом случае, кое-какие секреты оставляли все-таки при себе.
Историки утверждают, изначально седло выглядело как простой кусок кожи с мехом, перекинутый через спину лошади. У ступней всадника шкуру сшивали и использовали «петли» как стремя. Уже много позже изобретено седло, в том виде, в котором мы его хорошо знаем. Теперь это – настоящее искусство, авторская работа. Чтобы седла отличались от других, мастера украшают их орнаментом из серебра, мельхиора и камнями. Получается красиво.
В позапрошлом веке без лошади не обходился ни один степняк. Лошадь была даже у самого бедного. Значит, необходимо седло. Сейчас табун лошадей заменил один железный конь, но для многих казахов (чаще на юге), хорошее седло по-прежнему остается самым дорогим и уважаемым подарком. Такие покупают зажиточные чабаны, их дарят руководителям, чемпионам кокпара, аударыспака.
Главное преимущество казахского седла – оно не ранит спину коня, а управляется лошадь не режущими удилами и плеткой.
Интересно, что способ посадки на лошадь степняков отличается от европейской. У казахов стремена всегда были более короткими, чтобы вес всадника приходился не только на седалище, но и на них. Благодаря этому лошадь меньше уставала и могла преодолеть за день несколько сот километров.
В «Оренбургских губернских ведомостях» в 1891 году путешественник П.А. Юдин отмечал, что «казахи настолько укорачивают стременной ремень, что колени их ног касаются подушки (седельного одеяльца). Ноги порой погружаются в стремя от носков до пяток. Это чрезвычайно опасно, ибо, при падении с лошади, велика вероятность того, что всадник не сможет высвободить ногу из стремени. Однако казахи никогда не падают, даже в том случае, когда лошадь часто спотыкается. Я думаю, что строение казахского седла и укороченный стременной ремень являются причинами непринужденного хода и меньшей усталости лошади. В таком седле казах сидит уверенно, согнув колени, подошвами упираясь в стремена».
А русский географ П.Н. Савицкий в одном из писем Л. Гумилеву писал: «Кочевники дали в свое время миру штаны и седло. Не может быть сомнения в том, что и одно, и другое важнейшее «изобретение» зародилось именно в кочевом мире. «Изобретения» эти просты, как все гениальное. Можно сказать так: в окончательном историческом итоге кочевники весь мир, всю обитаемую часть нашей планеты, одели в штаны и посадили, в свое время, на седло».
У казахов, живущих на полуострове Мангистау и по берегам реки Эмба, распространен вид седла, называющийся «қозы құйрық ер», напоминающий курдюк ягненка. Иногда его называют и по-другому – «ақ бас ер» – седло с белой головкой или «шошақ бас қазақы ер» – остроголовое казахское седло. У казахов, живших по берегам рек Тургай и Иргиз, а также на землях Кокшетау, было распространено «үйрек бас ер» – уткоголовое седло.
В целом каждое седло состоит из токым – подседельника, желдік – войлока, терлік – потника, үзеңгі – стремени, айыл – подпруги, құйысқан – подхвостного ремня, өмілдірік – нагрудника, жүген – уздечки, жабу – попоны, ат көрпе – корпе для лошади (небольшое стеганое одеяло), тұсау – пут, шідер – треножника и др.
Желдік – двухслойный стеганый войлок, зачехленный сафьяном. Чтобы черпак не скользил по крупу лошади, он шьется по размеру седла. Края черпака украшаются вышивкой и серебряными бляхами. Үзеңгі, тeміp үзеңгі – железное стремя. Куется из цельного куска железа. Только подошва делается отдельно. Мастера-кузнецы выковывают стремя целиком, а только потом отделывают его серебром. Посеребренное стремя украшается орнаментами разных видов.