Огромное небо Габдела Балыкбаева

13 ноября 2014
0
2171

Он любил небо. Оно было его стихией, без которой он не представлял жизни. О нем он говорил со своими боевыми друзьями-летчиками, о нем рассказывал трем дочерям и супруге, которых безмерно любил.

Военный летчик 1 класса, инструктор-парашютист, полковник Габдел Турегалиевич Балыкбаев в памяти людей будет жить долго. Такие как он относятся к категории людей, чьи жизни ставят в пример, о ком снимают фильмы и пишут книги, в которых будет все: мужество, честь, потери и, конечно, любовь. Честный, порядочный, так характеризуют его те, кто знал близко и работал с ним. Память о нем бережно хранят друзья, дети и супруга. Жена военного летчика Рауза Халеновна всю жизнь будет преданно сопровождать его по всем гарнизонам и стойко переносить все тяготы и лишения.

В его жизни всегда было место подвигу, правда, сам он считал, что это всего лишь работа. Он спасал детей и женщин после страшного селя, обрушившегося на киргизский город Ош. Затем принял участие в ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте. Оно произошло рано утром 26 апреля 1966 года и по праву считалось одним из самых разрушительных. Тогда была уничтожена большая часть города, погибли сотни людей. Вертолет МИ-8, командиром которого он был, садился в самых экстремальных условиях, на крошечных площадках, заваленных обломками рухнувших домов. Брал на борт как можно больше раненых. Подальше от эпицентра в первую очередь увозили женщин и детей. Опасно было по-прежнему: толчки не прекращались.

Лопасти вертолета разрезали воздух, машина тяжело поднималась. Испуганные люди смотрели в иллюминаторы на уничтоженный природной стихией город. Земля отдалялась, становилась похожей на географическую карту с лентами рек и «коробочками» уцелевших домов.

Он оставлял их и летел за другими. Спасенные плакали и благодарили. Командир в этот момент думал о своей семье, которая находилась недалеко от Ташкента, в лётном городке.

– Рано утром нас разбудил грохот и зарево. Я с ребенком на руках выбежала на улицу. Земля тряслась, где-то вдалеке полыхал Ташкент. На улицах было много людей. От них я впервые услышала слово землетрясение. Было страшно еще и оттого, что мой муж находился там, – вспоминает супруга.

Они знали друг друга с детства. Вместе ходили в школу в поселке Рыбцех, вместе проводили все лето на озере Шалкар. Габдел уже тогда мечтал стать летчиком. Окончив школу, учились в пансионате №11 города Уральска. После его окончания она поступила в педагогический институт. Он мечтал о Чкаловском авиационном училище. Но судьба распорядилась иначе: попал в авиационную школу механиков в городе Кусары Азербайджанской ССР. Успешно окончив обучение, был направлен на службу в истребительный полк, который находился в городе Барановичи Брестской области Белорусской ССР. Молодой механик служил достойно, но мечтал подняться в небо сам. В летное училище поступил в маленьком городе Пугачев Саратовской области. Закончил его с отличием. Мог выбрать службу в Польше или Югославии, но уехал на службу в Ташкент. На тот момент уже был женат. Раузу увез с собой.

Она до сих пор помнит, как, волнуясь, собиралась в дорогу. Как убаюкивающе стучали колеса поезда, обещая, что все будет хорошо, и ее сердце переполняла огромная любовь к мужу. До Ташкента добирались несколько дней. Сколько удивительных и интересных мест увидела она, сколько людей встретила. Это была ее первая дальняя поездка. На место они прибыли с небольшим чемоданом. Первые несколько дней жили в казарме, потом получили небольшую квартирку.

– Я очень любила мужа, – заметно волнуясь, рассказывает Рауза апа. – Такие люди как он – большая редкость. Очень добрый, сдержанный. Военным был от природы, дисциплина и порядок для него на первом месте.

В столице Узбекистана он прослужил до 1966 года. Дальнейшую службу проходил в Германии. Уже там стал командиром звена. У него была привычка – перед вылетом машину проверял лично. Как бывший механик всегда знал, где в ней неполадки и легко устранял их. Военное руководство ему особенно доверяло. За все время службы ни одной чрезвычайной ситуации в воздухе.

– Его работа – гарантия качества, – говорили о нем коллеги.

В 1968 году он получил отпуск и прибыл из Германии в Уральск, сюда доставил свою беременную жену. Думал побыть с ней несколько дней, но следом пришла телеграмма, в которой был приказ – срочно вернуться в полк. Как позже выяснилось, причиной стали события в Чехословакии.

Летчики обязаны владеть парашютом, для каждого предусмотрен норматив – 10 прыжков. Он особенно любил ощущение полета, наверное, поэтому совершил 129 прыжков и помимо своей основной работы стал инструктором-парашютистом. Последний «выход в небо» 24 августа 1978 года, в 45 лет.

В 1972 году новым приказом Главкома ВВС его перевели в распоряжение Московского военного округа. До 1974 года служил в Торжке, потом был направлен в Закавказский военный округ, город Цулукидзе, где готовил летчиков-интернационалистов, отправлявшихся в горячие точки.

– Это был один из сложных периодов жизни для отца, – рассказывает его дочь Дарига. – Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. Он обучал молодых ребят летать в условиях гор. Глубоко это переживал, понимал – многие не вернутся. Такой же трагедией для него потом станет развал СССР. Это было нелегко: видеть, как рушится страна, которой он служил и которой оставался верен до конца.

У него было много друзей-летчиков. Я помню, по выходным он брал меня за руку, и мы шли в парк. У них была крепкая компания. Все пилоты. Я всегда была рядом с отцом и никогда не слышала, чтобы они говорили о работе. Они много шутили, смеялись, разговаривали.

С января 1979 по июль 1985 года отец служил старшим офицером по перелетам в Сухуми. В этом же году ушел в отставку с правом ношения военной формы. Потом работал в Уральске инструктором начальной военной подготовки в школе. Он много читал. Любил Сергея Есенина, знал многие стихи наизусть. Об этом и сейчас вспоминают те, кто его хорошо знал.

Автор: Надежда Жолдошева
Фото Ярослава Кулика
и из архива Балыкбаевых

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top