Носитель вечности
… Зловещие, заунывные звуки переворачивали душу, в углублении кобыза вспыхнуло яркое пятно, над которым зашевелились перья совы, шаман-целитель пронзительно выкрикивал заклинания, и люди, попав под его влияние, впали в ступор… Так было несколько веков назад, а яркая вспышка – всего лишь уловка колдуна – отражение огня в зеркальце, но тогда это поражало.
Сегодня кобыз звучит со сцены, но также пессимистично и минорно, словно вещает о страданиях и боли. Его дополняют другие экзотические музыкальные инструменты, пришедшие к нам от разных народов из далекого прошлого, но зажигательно и многоголосно!
Всё это можно услышать на выступлении уникального ансамбля «Әсем қоныр»
Аскара Кенжегалиева, не оставляющего равнодушными современников.
Дарбука, дутар, сырнай и другие
Кобыз – древний музыкальный инструмент, когда-то широко применяемый в народном целительстве, сегодня обретает все большую популярность. Обычно он разделял горести степняков. Наравне с ним они поверяли свои беды и домбре, но в отличие от него она может не только «плакать», но и передавать мажорное настроение – радость, эмоциональные всплески, окрылять! И в эти мелодии вплетаются дарбуки – этнические барабаны, дутар – восточный национальный инструмент грушевидной формы, звучат татарский сырнай, русская балалайка… Этим можно насладиться на выступлениях ансамбля «Әсем қоныр» детской музыкальной школы №1.
Или проникнуться мелодичным звучанием домбр ансамбля «Мирас» того же руководителя Аскара Кенжегалиева, преподавателя, завотделением казахских народных инструментов ДМШ. Оба коллектива занимают призовые места на различных республиканских конкурсах. В числе лучших отмечен оркестр СОШ №11 им. Сейфуллина для одаренных детей, с которым также в свое время работал Аскар Мухамбеткалиевич, устроившись в школу после окончания вуза.
После года занятий с детьми они сразу замерцали звездочками на сценических площадках не только города, области, но и республики, а также на значимых международных форумах, удостаиваясь высших наград. Вот лишь несколько имен: Эльдар Ихсанов, Гарифулла Науханов, Нурсултан Кенжегалиев, Арман Кадыралиев… Асель Байдиева, после побед на Родине, участвовала в конкурсе в Болгарии, заняв вторую ступень пьедестала почета. Буквально недавно Адиль Ахметов на республиканском радиофестивале получил гран-при и в июне должен представлять Казахстан в Турции. Да и сам руководитель неоднократный участник подобных конкурсов в качестве домбриста, дирижера, композитора, отмеченный по достоинству жюри.
Кто знает, как сложилась бы жизнь Аскара, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что жили они в поселке Кызылоба Жангалинского района, и мальчик, имея художественные способности, хорошо рисовал, но учитель-наставник уехал, и тогда отец решил конкретно ориентировать сына на музыку. В школе, где он учился, до сих пор сохранилось оформление холла, выполненное его рукой. Проявлялись задатки и в декоративно-прикладном творчестве. «Будешь музыкантом», – коротко сказал отец, директор ДК, и серьезно взялся за его обучение, имея за плечами педагогическое и культурно-просветительское образование, играл на домбре, баяне, пианино. Сын пошел почти по его стопам, окончив ЗКГУ им. Утемисова с красным дипломом.
Аскар не просто домбрист, он человек ищущий, не успокаивающийся на достигнутом, считающий, что педагог не должен ограничиваться отведенными минутами на урок. Восемь лет он выступал в составе областного филармонического оркестра и преподавал одновременно. Но потом оставил артистическую деятельность, полностью посвятив себя детям. «Когда играешь в оркестре, то ответствен за себя, когда учишь, – за воспитанников, и надо расти, развиваться не только самому, но и вести их за собой. На протяжении нескольких лет изучаю творчество Мухита, композитора и кюйши, профессионально владевшего домброй и внесшего весомый вклад в развитие песенного искусства Казахстана. Его жизнь вне творчества не сложилась, вырос сиротой, и ушел в мир иной из дома престарелых, но был и остается Учителем с большой буквы и примером для многих состоявшихся казахстанских музыкантов».
Педагог и последователь западноказахстанской школы кюйши обучает этому искусству людей разных возрастов еще и в частной студии, щедро делясь опытом и мастерством.
Когда наступает ночь…
В музыке он весь, она составляющая его бытия. Когда приходит ночь, смолкают посторонние шумы, или осеняет вдохновение от встреч с кем-то, соприкосновения с прекрасным, дающими импульс, в нем что-то пробуждается, загорается огоньком и он… сочиняет музыку к стихам, трогающим его сердце. Уже есть порядка десяти песен, самых разных, в том числе эстрадных, нашедших своих поклонников. На республиканском конкурсе композиторов песня на слова Амангельды Шахина и его музыку заняла третье место.
Его волнует не только собственная реализация и самовыражение, но и таланты других. Недавно с коллегами – Ерболом Губайдуллиным и Женисом Утеуовым они побывали в так называемой экспедиции в Жангалинском районе, записав на видео селян, виртуозно играющих на домбре. «Зачем?» – спросила я. «Ну как же, – горячо заговорил Аскар, – время и люди уходят, безвозвратно унося с собой живые свидетельства. Потомки спросят нас, что вы сохранили и передали нам? Это проект, который завершится документальным фильмом «Жанакала – столица кюя». На Жангалинской земле выросло созвездие талантов – Курмангазы, Дина, Мамет, Кали, Охап… кюй получил свое развитие. Нас интересовали все поколения от восьми до восьмидесяти лет, то есть от чистых помыслами детей до умудренных жизнью аксакалов, рассказы бабушек, кто и что помнит, знает. Мы побывали в самых отдаленных и мелких населенных пунктах. Музыка – язык всего мира. Мы говорим на казахском, но в Уральске и Алматы он все равно разный, как и на юге Казахстана, где примешиваются узбекские слова, а музыка – одна на все времена. И Шопена, и Курмангазы исполняют одинаково, всем они понятны, и остаются неизменными. Музыка – не преходяща, она вечна! Ближе сердцу, объединяет и роднит всех».
Помимо фильма его мысли заняты еще одной идеей – установить памятник Курмангазы и Дине в Уральске. «Курмангазы говорил, если бы мою правую руку и левую – Дины соединить в одном человеке, то никто не смог бы превзойти этого человека в игре на домбре. В Жанакале есть их бюсты, и было бы справедливо установить им памятник в областном центре. Мы обсуждали эту тему, жду решения из акимата», – он показывает мне примерный эскиз скульптурной композиции.
Кто же вторая половинка героя публикации? Хореограф, отвечает он, и становится понятным, какая атмосфера царит в доме, где минимум два человека увлечены музыкальным искусством. Будущая супруга Ажар, еще учась в университете, выступала в ансамбле «Арна», а когда преподавала в СОШ №11, руководила танцевальным ансамблем «Сымбат», занимавшим призовые места в областных конкурсах. Конечно, сейчас она больше времени отдает воспитанию своих детей, но тем не менее продолжает работать – в студии вместе с мужем и в п. Переметное. В декабре ее подопечная из села Аружан Манатауова заняла второе место в международном конкурсе.
Семья Кенжегалиевых не ограничилась двумя поколениями приверженцев музыки, есть еще и третье – их сыновья. Правда, еще маленькие, но способности их уже проявляются. Младший сынишка, ему три годика, пока только поет, старший, как и отец, увлёкся домброй в четыре года, сейчас играет на скрипке. Семья успешно участвовала в конкурсе «Мама, папа, я – музыкальная семья».
По завершении беседы Аскар сыграл мне на домбре потрясающую мелодию, да так колоритно, самозабвенно, с любовью! Благодаря таким сподвижникам, истиным носителям казахского музыкального наследия оно будет не только сохранено, но и прочно займет свою нишу в искусстве. А фамилия Кенжегалиевых еще не раз зазвучит со сцены, и не важно, будут это их личные успехи или воспитанников, в любом случае общество обогатится духовно.