Не всё ладно в госзакупках
Почти 700 гражданских дел по нарушениям в сфере госзакупок было рассмотрено в прошлом году судами области. Многим недобросовестным поставщикам удается избежать наказания и оставаться с незапятнанной репутацией перед потенциальными заказчиками просто потому, что пострадавшие от них сами не соблюдают или не знают определенные правила.
Обжегшись раз, заказчик во второй выставляет порой немыслимые требования услугодателям, чтобы оградить себя от неприятностей. В частности, в этой связи в Казахстане имеется список недобросовестных предпринимателей, но он далеко не полный. В прокуратуре области провели анализ и пришли к выводу, что цель государства по признанию потенциальных поставщиков недобросовестными участниками госзакупок не достигается. При этом дела указанной категории «заваливают» суды, создавая определенную нагрузку и для прокуроров.
– За 2013 год специализированным межрайонным экономическим судом рассмотрено 698 гражданских дел анализируемой категории, из них с удовлетворением требований – 370, отказано – 328, – говорит старший прокурор управления прокуратуры области Г. Ынтыкбаев. – Основаниями для обращения в суд служат факты уклонения поставщиками от заключения договоров или неисполнение, ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по заключенным договорам о государственных закупках. Зачастую недобросовестные участники госзакупок таковыми не признаются из-за обычной неявки представителей заказчиков на судебное заседание, их забывчивости уведомлять уполномоченный орган для включения в реестр о состоявшемся решении суда.
Так, исковое заявление ГУ «Таскалинский районный отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» к ИП «Алгоритм» оставлено без рассмотрения в связи с неявкой сторон на судебное разбирательство. Это позволило поставщику избежать ответственности.
Другая причина непризнания поставщиков недобросовестными – пропуск срока для обращения в суд. К примеру, 12.07.2013 года в суде рассмотрено гражданское дело по иску «Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО» к «Техстрой ЗКО» о признании его недобросовестным участником госзакупок. Несмотря на то, что истцу о факте нарушения ответчиком обязательства по договору стало известно 23.04.2013 года, однако иск был подан только 13.05.2013 года. Из-за срока по истечении 20 календарных дней иск не был удовлетворен, хотя был вполне обоснован.
По такому же основанию в 2013 году судом отказано в удовлетворении свыше 100 исковых заявлений. Это позволяет недобросовестным предпринимателям продолжать беспрепятственно участвовать в государственных закупках.
– Полагаем, что такая практика не соответствует правовому воздействию на недобросовестных поставщиков путем запрещения их участия в государственных закупках. Также не исключена вероятность скрытых коррупционных проявлений со стороны представителей заказчиков, заключающихся в преднамеренном пропуске срока подачи заявления в суд в сговоре с поставщиком, – подчеркивает Г. Ынтыкбаев.
Причем количество недобросовестных поставщиков, устанавливаемых судом, по факту больше в разы.
Надзорный орган предлагает внести в действующее законодательство некоторые изменения, которые помогут выявлять проштрафившихся бизнесменов. Во-первых, прокуроры предлагают рассматривать в судах дела о недобросовестных поставщиках, несмотря на пропуск срока и одновременно инициировать административную ответственность заказчиков за допущенное нарушение. Во-вторых, предусмотреть административную ответственность заказчиков в случае неявки истца в суд по вторичному вызову.
– Данные меры позволят вне зависимости от пропуска срока признавать поставщиков недобросовестными участниками госзакупок, дисциплинируют заказчиков по свое-временному обращению в суд, и тем самым позволят исключить коррупционные проявления, – считает Г. Ынтыкбаев. – Предлагаемое нововведение снизит нагрузку на участвующих прокуроров, поскольку колоссальное количество дел из-за часто срывающихся процессов требует обязательного их участия.
О том, что поставщик признан недобросовестным, большинство потенциальных заказчиков зачастую не знает из-за некомпетентности того, кто подал иск в суд. Действующее законодательство обязывает истцов уведомлять уполномоченный орган о признании поставщика недобросовестным в течение трех рабочих дней после вступления в законную силу решения суда. Но истцами выступают дошкольные и образовательные учреждения, организации системы здравоохранения, акиматы сельских округов и прочие, в штатах которых нет юристов или других соответствующих специалистов. Так информация о недобросовестных услугодателях остается неизвестной. Например, «Акжаикский отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» не направил сведения в уполномоченный орган в отношении ИП «Кубдыков Т.Д.», который 9 января 2013 года признан недобросовестным участником государственных закупок.
– В связи с этим, предлагаем передать функции по извещению уполномоченного органа о поставщиках, признанных недобросовестными участниками госзакупок, в компетенцию судов, – информировали в прокуратуре.
Эти предложения уже рассмотрели в Генеральной прокуратуре, они будут учтены при разработке нового Гражданского процессуального кодекса.
Тема госзакупок была и остается одной из самых актуальных для предпринимателей. Чаще всего подвергают сомнению равенство прав участников. Для того, чтобы процедура проведения была более прозрачной, надзорный орган предложил включить в тендерные комиссии третьих независимых лиц – к примеру, членов партии «Нұр Отан». Это предложение находится на рассмотрении в центральном аппарате партии и будет ли поддержано иными структурами, пока неизвестно.
Оксана Дементиевская,
по информации прокуратуры ЗКО