Флот для республики

29 июня 2023
0
2341

На совещании по индустриально-инновационному развитию страны Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: Казахстану нужна сильная, технологически развитая промышленность, способная успешно конкурировать на глобальном и особенно на региональном рынках. «Мы наблюдаем растущую конкуренцию в условиях ухудшающейся мировой конъюнктуры, обострения торговых войн и, в целом, глобальных противоречий» – отметил Глава государства. Свой вклад в индустриально-инновационное развитие страны вносят судостроительные предприятия.

В 2023 году исполняется 95 лет одному из старейших предприятий Уральска и Казахстана – судоремонтно-судостроительному заводу (ныне ТОО «Судоремонтный завод»). Оно сыграло весомую роль в развитии судостроительной отрасли Казахстана и транспортном освоении третьей по протяжённости реки Европы – Урала.

Регулярное судоходство на ней открылось в 1925 году, когда в Уральске начало действовать Уральское Агентство Волжского госпароходства. По мере накопления водного транспорта назрела необходимость в строительстве судоремонтных мастерских. Наиболее удобным местом для стоянки и ремонта флота оказался Затон им. В. Чапаева. В 1928 году здесь построены судоремонтные мастерские, контора, жилые бараки, столовая и клуб.

10 сентября 1941 года на станцию Уральск прибыл из Ленинграда эшелон эвакуированного оттуда завода им. К. Ворошилова – 35 вагонов с людьми и 194 единицами оборудования. Партийные и советские органы приняли ответственное и правильное решение о размещении большинства цехов завода в производственных корпусах мастерских Затона им. В. Чапаева, где имелась местная электростанция мощностью 140 кВт, а также возможность дополнительного получения электроэнергии с мясокомбината.

В суровые годы войны в мастерских работали слесарный, токарно-фрезерный, судокорпусный, кузнечный и литейный участки. Не было ни одной военной весны, чтобы флот оставался неотремонтированным.

К началу 1950-х годов судоремонтные мастерские накопили основательный производственный опыт, постепенно превращаясь в современное предприятие, оснащённое всеми необходимыми устройствами и техникой. Это позволило речникам Урала начать планомерное перевооружение флота.

В 1950 и 1941 годах по проекту ТПКБ Цупромвода (1938) в мастерских построены пассажирские пароходы «Джамбул» и «Абай».

Увеличение объёмов перевозок, развитие путевого хозяйства требовали пополнения флота дноочистительными снарядами. С такой задачей уральские судостроители успешно справились. По проекту 531-111 Центрального конструкторского бюро Министерства речного флота РСФСР (1948 г.) в 1957, 1958 и 1960 годах построены три карчекрана класса «Л» для удаления из русла карчей, топляков и камней.

В 1962 году судоремонтные мастерские реорганизуются в РЭБ флота – ремонтно-эксплуатационную базу флота имени В. Чапаева.

Во многом золотой век судостроения на Урале связан с именами Кинжегалия Джунусова и Евгения Шукурова.

Совершенствуя производство и внедряя прогрессивные технологические процессы, РЭБ под руководством Кинжегалия Джунусова освоила выпуск 600- и 1000-тонных сухогрузных стальных барж. В посёлке Затона им Чапаева развёрнулось строительство социальных объектов.

Евгений Шукуров проявил себя талантливым организатором в самый ответственный для завода момент, когда здесь начали осваивать производство морских барж проекта 1736 грузоподъёмностью 500 тонн для перевозки ракушеблоков на Каспийском море.

В эпоху рыночных реформ, в 90-е годы, трудные и непривычные проблемы выживания и сохранения того, что было создано и наработано годами, пришлось решать директору СРСЗ им. Чапаева Александру Адылину. В 1996 году завод построил причал для Военно-морских сил Казахстана. Но в целом положение оставалось сложным.

Предприятие едва не отдало концы, пока его не возглавил опытнейший производственник, бывший капитан Уральского речного пароходства Владимир Самсонов. Рядом с ним самоотверженно трудился легенда уральского судостроения судокорпусник Владимир Чижов, другие опытные производственники.

Завод возрождается. Здесь освоено производство земснарядов производительностью от 800 до 1800 кубометров по пульпе, предназначенных для добычи ПГС, зачистки рек и других водоёмов, что позволит решать природоохранные задачи. Предприятие строит насосные станции, паромы, ремонтирует флот.

В 2018-2022 годах сданы в эксплуатацию произведённые на заводе наплавные мосты. Они установлены на Большом Узене в Казталовском районе около села Берёзовка и на реке Урал возле села Чапаево.

Построен паром водоизмещением 100 тонн. Для рыбаков Атырау сооружён плавучий цех для хранения и переработки рыбы водоизмещением 300 тонн. Капитально отремонтированы теплоходы «Сатхан», «Жолдас» и другие суда из Атырау. Для АО «КазТрансОйл» построены водолазный бот «Дельфин», катер КС-101 и ряд других судов.

К весне 2023 года ТОО «Судоремонтный завод» построило по собственным проектам 40 плавучих насосных станций: десяток больших производительностью от 4 000 до 6 000 кубометров в час, в том числе одну для Урало-Шалкарского канала, и 30 малых производительностью 50-200 кубометров.

И вот новая трудовая победа. 10 апреля текущего года в затоне им. Чапаева состоялась церемония торжественного спуска уникального, циклопических размеров сооружения – спроектированной на заводе восьмиагрегатной плавучей насосной станции. Её длина 49 метров, ширина 12 метров, осадка около 100 см, производительность 48 000 кубометров воды в час. То есть каждый насос перекачивает за час 6 000 кубов. Плавучая насосная станция таких габаритов и производительности построена в Казахстане впервые.

На станции установлены массивные металлические конструкции – рыбозащитные устройства в виде жалюзивных экранов. На каждом таком устройстве установлен специальный насос, который отпугивает рыбу.

В своём выступлении Владимир Самсонов выразил благодарность всем участникам проекта – «Казводхозу» (заказчик), «Уралводпроекту» и самим заводчанам. Это коллективы механического и судокорпусного цехов, заместитель директора Николай Свитич, начальник производства Юрий Терешёнков, начальник технического отдела, главный конструктор Тамара Сайгакова. Весомый вклад в строительство уникальной станции внесли мастер судокорпусного цеха Александр Шукуров, бригада Владимира Телятова: судокорпусники и сварщики Андрей Шукуров, Виталий Кисметов, Андрей Алексеев, Антон Шляхта, Алексей Радченко, Виталий Толкачёв, Жаслан Есеев, Руслан Утиев, Андрей Самарин.

На строительство станции претендовала иностранная фирма, однако Владимир Самсонов и его команда сами блестяще выполнили необходимые работы. Проектирование станции началось в 2020 году, в следующем проект согласовали. Собственно строительство вообще произведено в короткие сроки.

В сентябре 2014 года по заказу акимата Атырауской области спущен на воду спроектированный заводчанами на базе советского проекта Р-118 пассажирский теплоход типа «Фонтанка», пассажировместимостью 100 человек и осадкой 0,5 м. Теплоход может использоваться и как экскурсионно-туристическое судно. Заводчане планируют приступить к строительству второго такого же теплохода.

Производственные и кадровые возможности завода позволяют строить на нём двухпалубные комфортабельные пассажирские суда проектов Р-51 и Р-51Э типа «Москва». Одноимённый теплоход проекта Р-51 уже ходил в 1986-2000 годах по Уралу и завоевал огромную популярность среди уральцев и гостей города. На судоремонтном заводе разработан проект нового дебаркадера, который будет больше и удобнее того, что много лет стоял на городской пристани.

Предприятие имеет слип Г-150, позволяющий поднимать суда доковым весом до 1000 тонн. Персонал завода прекрасно знаком со спецификой Урало-Каспийского бассейна и готов реализовать любые проекты в этой области.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top