Национальная посуда

10 февраля 2022
0
4349

В красивой посуде даже самая простая еда выглядит аппетитно. Издревле народные умельцы делали посуду из природного материала – древесины, кожи, шкуры животных. Позже появилась из металла. Самым главным предметом в доме казахов всегда считался казан.

С ним даже связаны разные народные приметы. Разбить казан – разбить семью, перевернуть – к голоду или позору. Казан был настолько ценен, что его передавали по наследству. Отдать в чужие руки – тоже нельзя.

Казахи всю еду готовили в казане. В народе его называли не просто казан, а «қара қазан». Слово «қара» означало священный.

Казан отливали из чугуна в виде полушария с четырьмя ушками для удобства захвата. И делали казаны разной величины. Самый большой вмещал мясо целого стригунка.

Человека, который готовил еду, называли қазанши. Для казана специально шили чехол из кошмы или мешковины – «қазанқап». Это помогало казану долго оставаться горячим.

При снятии с огня использовали прихват – «тұтқыш», состоящий из двух варежек, сшитых из кошмы и соединенных длинным шнурком. Для чистки казана – металлический скребок «қырғыш».
Второе место в юрте занимала посуда из кожи. Из кожи шили торсық.

Это кожаная фляжка для перевозки кумыса, айрана и других напитков. В большие вмещалось до 10 литров. Торсық привязывали к седлу или к теневой части арбы. Во время движения напиток внутри взбивался, и вкус его становился лучше. Для его изготовления брали самую лучшую кожу. Ажурный орнамент получался в результате прессования кожи между двумя деревянными пластинами с вырезанным узором. Излюбленным мотивом был «қошқар мүйіз» (рога), символизирующий достаток, благополучие. Выпуклость сосуда достигалась путем набивания его влажным песком. Загнутые ушки на торсыке не просто украшение. В них оставались остатки напитка (закваска). Когда наливали новую порцию молока, оно быстрее квасилось.

Мес – бурдюк из цельной козлиной шкуры, тоже использовали для хранения и перевозки жидкой пищи – кумыса, шубата, айрана. Для изготовленния месса мастера шкуру обрабатывали, красили краской, полученной из коры тальника, и коптили. Месс был очень удобен в дороге. В национальном понимании – это воплощение изобилия, наполненности, завершенности.

Саба-бурдюк (сосуд) для кумыса из специально обработанных, окрашенных кожурой тальника лошадинных шкур. Примерная емкость – 100 литров. Дно саба делали широким, а верхную часть более узкой. К горловине пришивали шнурки для подвешивания. Хорошо промыв емкость, заполняли айраном и выдерживали несколько дней для устранения запаха шкуры. Затем растягивали, обмазывали влажной печной копотью, сливочным маслом и коптили дымом таволги или березы. Прокопченая шкура становится очень прочной. Запах копоти придавал кумысу вкус и улучшал качество напитка.

Но была в спросе посуда из дерева. Ступу келі-келсап выдалбливали из цельного куска твердых пород.

Нужна была она для шелушения пшена. После выдалбливания внутреннюю часть обжигали для прочности и удаления шероховатостей. Высота ступы 70-80 см, средний диаметр около 30 см.

Для шелушенния тары необходим был келсап (толкушка), который также выстругивали из цельного куска дерева длиной около метра.

Зерен – глубокая чаша для кумыса и шубата с толстыми и прямыми боками и широким дном.

Табақ – плоское блюдо для подачи мяса. Для его изготовления высушенный дуб или березу кипятили в воде, затем выстругивали блюдо разных размеров. Большой табақ предназначен для уважаемых людей. Украшается табақ только узорами, выбитыми на самом дереве, так как его необходимо часто мыть.

Сейчас в моде снова астау.

Деревянное блюдо продолговатой формы с широкими краями для подачи мяса. В городе есть мастера, кто изготавливает их очень красивыми. Такая посуда в спросе, ведь блюдо в нем долго остается горячим, и еще оно становится намного вкуснее.

Ожау – черпак с длинной ручкой, делают из цельного куска дерева и украшают узорами. На ручке для удобства выпиливают выемку. Ожау бывают как одинарными, так и двойными.

Шумовка для жарки и вылавливания из казана горячих баурсаков и других изделий из теста – кепсер. Кепсер делают из металла. В Центральном Казахстане их называют «тесік қалақ» (из-за высверленных отверстий). В старину мастера плели шумовки из веток тальника и березы.

Құмыра – кувшин из глины с узким горлышком и толстыми боками. В кувшине хранят воду, молочные напитки (молоко, айран, шубат). Посуду из глины казахи называют «қыштан жасалған (қыш – глина).

Мелкую посуду хранили в теркешах, изготовленных из дерева, конской шкуры, снаружи украшенных узорами. Внутри теркеши обшивали мягкой тканью. Также теркеши могли плести из прутьев.

Самоваром казахи стали пользоваться после воссоединения с Россией. Появление самовара в степи сопровождалось интересными и смешными рассказами. Так одним из первых обладателей самовара стал известный в Северном Казахстане бай Есеней. Однако он не знал, как им пользоваться. Поэтому послал в соседний аул за русским человеком. Правда, суеверный Есеней отказался пить чай, сетуя на то, что краник самовара направлен вниз, а это значит, что и гордая голова хана может поникнуть.

Еще у каждой хозяйки была ручная мельница для перемалывания зерна, состоящая из 2-х плоских камней. Сверху небольшая ямка, в которую засыпают зерно.

С края выдалбливается дырка для ручки. Диірмен устанавливали на кожаной подстилке, куда падала мука.

Материал подготовила Надежда Жолдошева
Фото Ярослава Кулика

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top