Любить свое дело

24 июня 2021
0
3042

Жаннат Сергазиновна Нурахметова, заместитель директора политехнического колледжа по профильному обучению, вошла в Международную энциклопедию «Лучшие люди в образовании». Получила диплом, став лауреатом республиканского конкурса «Итоги 2021 среди преподавателей». Предоставила видео и фотоматериалы, отображающие ее педагогическую деятельность. В рамках конкурса написала эссе на тему «Статус педагога». Она признается, проблема волнует ее давно. В профессии больше 25 лет, работала в разных системах образования и ей есть что сравнивать. Награждена Почетной грамотой Министерства образования РК, медалью «За вклад в развитие образования» и орденом «Ұстаз».

Она родом из Семея. Окончила педагогический институт. По направлению приехала работать в поселок, в котором проживали в основном люди немецкой национальности. Говорит, повезло, ведь у них можно научиться многому – собранности, ответственности, дисциплине.

– Размышляя о прожитой жизни, я часто задаю себе вопросы: «В чем смысл жизни? Какой след оставлю на земле?» Да, у меня есть семья: две дочери, сын, сноха и даже внук и, вроде, материальная обеспеченность. Казалось бы, что еще желать? А желать хочется удовлетворения от того, чем ты занимаешься, какую пользу приносишь обществу? Я учитель. Наверное, поэтому для меня это так важно, поэтому задаю себе такие вопросы.

После окончания школы, не раздумывая, подала документы в Семипалатинский педагогический институт им. Н.К. Крупской. Почему «не раздумывая»? С самого детства я придумывала разные игры, в них всегда была главная, меня слушались, считались с моим мнением. Одним словом, «заводила». В школьные годы нравилось быть пионервожатой. Мы брали «шефство» над младшими и помогали классному руководителю во всем. Я помню случаи, когда сидела с собственными детьми нашего классного руководителя, мне уже доверяли, хотя это всего пятый класс.

Проходить государственную практику меня направили в школу № 43. Учитель русского языка и литературы посоветовала сначала посидеть на уроках, понаблюдать за тем, какие приемы и методы она использует. Я очень волновалась.

 

В немецком поселке я была единственная казашка. Трудное время: неустроенный быт, пустота в магазинах, но вокруг новые люди, доброжелательные, готовые всегда помочь. К учителю относились уважительно: при встрече здоровались, в магазине пропускали без очереди, считая, что учителю некогда. А иногда у порога входной двери моего дома оставляли банку парного молока или меда. Я понимала, это уважение к профессии. Прошло столько лет, а я с теплотой вспоминаю деревенских ребятишек. Им трудно давался русский язык, очень много они делали орфографических ошибок, но с каким усердием и старанием делали домашнюю работу, чтобы я при всем классе похвалила их и поставила «4». Уже тогда поняла, как важно поддержать ребенка, вселить в него уверенность. Ведь слово учителя – закон. Надо бережно подбирать выражения, если нужно отругать за поступок. Обидное слово дети помнят долго. Конечно, они простят ненароком сказанное слово, но не забудут никогда. Многому меня научили деревенские школьники…

Но совсем скоро все изменилось. 90-е годы. Развал Советского Союза, расслоение общества на богатых и бедных. По ту сторону оказались учителя, по эту – «новые» люди в малиновых пиджаках. С маленькими зарплатами, которые задерживались на несколько месяцев, мы просто не могли попасть в число обеспеченных. Самое страшное, что совсем скоро это поняли и дети, наши ученики. Изменили свое отношение преуспевающие родители. Открыто заявляли: «Не можете ничего себе позволить, нечего учить уму разуму наших детей». И это в отместку на замечание о поведении или на двойку в дневнике. Я болезненно воспринимала и происходящее в стране, и в школе. К тому времени вышла замуж и ушла в декретный отпуск, стала заниматься воспитанием своих детей. Водила на все кружки, которые в то время работали. Я всегда знала, что самое ценное сокровище, которое всегда в цене и его никто его не отберет – знания. Но не диплом о высшем образовании, а мастерство, навыки. Умение что-то делать самому. Я всегда в пример привожу свою дочь, трехкратную чемпионку Казахстана по бальным танцам. Талантливый ребенок, училась в классе с углубленным изучением математики. Окончила музыкальную школу, знает английский язык. Мы посоветовали ей не торопиться именно в институт. Нам нужна была профессия, которая бы действительно была востребована. Предложили попробовать поступить в колледж и окончательно понять, в какой сфере ей будет интересно. Она выбрала геолого-разведочный, получила специальность. Пока училась, участвовала в различных проектах, в том числе международных, выиграла и получила именное направление в нефтяную компанию «Шлюмберже». Дочь подняла свой уровень, заочно окончив вуз, повышала уровень знаний в престижных мировых учебных заведениях, в том числе во Франции, в Тунисе, Арабских Эмиратах. Итог – она инженер-геофизик 10 уровня, а ей лишь 27 лет. Сейчас я работаю в колледже, часто встречаюсь со школьниками, готовящимися к выпуску: говорю не торопитесь именно в вуз, сейчас квалифицированный рабочий более востребован, чем юрист. Не верят.

Я рада, что наконец-то заговорили о статусе учителя, о важности образования, мастерства.
В мире происходят перемены, и совсем скоро нужны будут не дипломы, а навыки и умение выпускника.

 

Рассматривая одну сторону проблемы, мы не можем не коснуться другой. За последние два десятка лет в стране выросло другое поколение учителей, у которых не горят глаза, когда они рассказывают о своих учениках. Изменилась вся система, теперь школа не готовит к ЕНТ, это теперь прерогатива самих родителей, т.е хочешь поступления в вуз – готовьте своего ребенка сами. Школа не имеет никакой заинтересованности, куда они поступят. Понять можно, им некогда заниматься всем этим, обложили другими заботами – оформлением папок и заполнением отчетных справок. 27 декабря 2019 году вышел Закон «О статусе педагога», где я нашла ответ всем своим вопросам. Одно из основных изменений – сокращение учебных часов с 18 до 16 часов в неделю для педагогов в общеобразовательных школах. Этот пункт начнет действовать со следующего учебного года. Также закон предусматривает ответственность за требование с педагогов ненужных отчетов.
6 апреля 2020 года министр образования подписал указ, согласно которому преподаватели-предметники должны заполнять лишь два документа: классный журнал и по-урочный план. И в начале года подготавливать календарный план и заполнять критериальное оценивание в конце каждой четверти. Другие же отчеты отменены. Дополнительные документы заполняют только преподаватели-наставники и классные руководители, при этом излишняя документация упразднена.

В теории таким образом с учителей должна снизиться нагрузка в пользу внеакадемической работы или творческих и воспитательных занятий с учениками.

Весомым пунктом в законе является улучшение материального положения педагогов. До 2024 года планируется увеличить зарплаты педагогов в два раза – на 25% ежегодно.

Подводя итог, хочу сказать, что любая работа трудная, но если любить свое дело, то со всем можно справиться. Нужно любить своих учеников и не скупиться на похвалу. Ведь я – Учитель, я «сею разумное, доброе, вечное»!

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top