«Иоасаф. 200 лет спустя»

28 ноября 2024
0
896

Под таким названием прошла Областная краеведческая конференция, организованная ЗКО ОО «Центр русской культуры» при участии областного управления общественного развития, народного музея «Старый Уральскъ», областной библиотеки имени Хамзы Есенжанова и Генерального консульства России в Уральске.

– Сегодня проходит знаковое событие: мы отмечаем 200-летие писателя, этнографа, фольклориста Иоасафа Игнатьевича Железнова. Сегодня его имя, к сожалению, практически неизвестно. Об этой значимой, исторической личности мы знаем больше благодаря выдающемуся учёному и педагогу Николаю Михайловичу Щербанову, – поприветствовал собравшихся председатель ОО «Центр русской культуры» Сергей Быков.

В 1977 году Николай Михайлович защитил кандидатскую диссертацию «Иоасаф Железнов – фольклорист и этнограф», посвящённую жизни и творчеству известного уральского бытописателя. Пожалуй, с этой работы и началось возвращение почти забытых имён уральских писателей широкому кругу читателей.

Также перед собравшимися выступил известный писатель, публицист, член Союза писателей России и лауреат международных литературных премий Александр Ялфимов. О краеведении с позиции православия уральцев рассказал писатель, историк, член редакционной коллегии газеты «Казачьи Ведомости» Владимир Кутищев. Каждый сообщал интересные факты из жизни и творчестве Железнова.

Иоасаф Игнатьевич Железнов родился в Гурьеве 12 ноября 1824 года в семье уральского казака. Его дед Денис Федорович участвовал в войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годов. Отец Игнат Денисович, урядник, исчез, оставив семью в трудном положении. Воспитанием и образованием Иоасафа занималась его мать.

В 1836 году Железнов поступил в войсковое училище в Уральске, а по окончании в 1841 году начал служить в канцелярии гурьевского начальства. В 1844 году он перешел в канцелярию уральского наказного атамана и затем стал начальником в Красноярском форпосте. Живя здесь, он углубленно изучал образ жизни казаков.

В 1846 году Железнов направлен на службу в Уральское укрепление в казахской степи. Здесь он изучил характер и привычки казахов, о которых позже писал в своих произведениях. В 1848 году он записался на волонтерскую службу в казачий № 6 полк, который в 1849 году отправился в поход в Москву. После двух лет бездействия в Киеве полк вернулся в Уральск в октябре 1851 года, и Железнов ушел в отпуск в Гурьев к своей матери. Здесь он написал свою первую статью «Картины Аханного рыболовства».

В феврале 1852 года Железнов становится офицером-хорунжим. Весной 1853 года попал в полуполк, который служил в Москве. В Москве Железнов познакомился с литераторами, такими как Михаил Погодин, Иван Аксаков и Александр Островский, и развил свой литературный талант. В журнале «Московитянин» Железнов опубликовал свои первые работы, а в будущем публиковался в других изданиях.

Аркадий Дмитриевич Столыпин, наказной атаман Уральского казачьего войска, имел большое влияние на литературную деятельность Железнова. С 1856 года Железнов начинает писать повести и рассказы об уральских казаках, что стало его любимым жанром. Он также изучает историю казачества на Руси и изучает архивы, находящиеся в Москве.

Поездка на Урал в 1858 году позволила Железнову ознакомиться с местными архивами, собрать предания старожилов и приобрести рукописи, относящиеся к времени Пугачева. Этот богатый материал не был обработан самим Железновым, а опубликован после его смерти. Некоторые из этих материалов использованы Владимиром Николаевичем Витевским для исследований по истории Оренбургского края и Уральского казачьего войска.

В то время, когда Железнов находился в отпуске, его сочинения уже печатались в Москве в различных периодических изданиях. Их публикацией занимался друг Железнова Н.И. Шаповалов. В 1858 году его работы собраны в двухтомное издание под названием «Уральцы – очерки быта уральских казаков». В первый том включены «Картины казацкой жизни», «Сайгачники», «Башкирцы», «Картины Аханного рыболовства», а во втором томе – «Василий Стругоящев», критическая статья на «Историю Пугачевского бунта Пушкина» и «Мысли казака о казачестве».

Второй том статьи «Мысли казака о казачестве» уже был опубликован, но ранее она напечатана в журнале «Парус» и привела к тому, что Железнов оказался в числе писателей, подвергающихся строгому надзору. Особенно вызывающей подозрения стала статья «Что такое казацкий офицер?», в которой он красочно изображал недостатки казачьего офицерства и дворянства, отдавая предпочтение прежнему казачьему самоуправлению. Естественно, военная цензура запретила эту статью, и она не была опубликована при жизни автора.

Тем не менее после выхода «Уральцев» Железнов стал известен широкому кругу читателей как казачий писатель и видный представитель «казакоманства» – казачьей идеологии XIX столетия. Это принесло ему большую известность в российском обществе. Он прославлял «казачью старину» с ее патриархальным образом жизни.

После выхода «Уральцев» Железнов счастливо представил один экземпляр книги Николаю Александровичу, наследнику Императорского престола. Сочинения Железнова благосклонно приняты, и он награжден золотыми часами. В письме от генерал-адъютанта Зиновьева говорилось: «Я с удовольствием представил книгу «Уральцы» господину наследнику. Его Императорское Высочество, благосклонно приняв его, по распоряжению Государя Императора, вручил вам золотые часы с цепочкой. Прошу уведомить меня о получении подарка».

В начале 1862 года Иоасаф Железнов получил известие из Уральска, что он избран в асессоры на новых выборах членов присутствия войсковой канцелярии. Он приглашен явиться к месту своей новой службы, что вынудило его расстаться с Москвой, где он достиг успеха в творческой сфере. В июне того же года он отправился в Уральск.

В следующем году Железнов стал атаманом севрюжьего рыболовства. Его честность и открытая защита интересов уральских казаков вызвали у начальства много врагов. Он столкнулся с членом войсковой канцелярии, который обвинил его в корыстных действиях во время рыбного промысла. Дело достигло высшего войскового начальства, и Железнов столкнулся с опалой и преследованиями со стороны наказного атамана. Ему без законных оснований назначена служба в степи.

Несправедливость, с которой он столкнулся, привела к тому, что 9 июня 1863 года Иоасаф Игнатьевич Железнов совершил самоубийство, застрелившись. Он похоронен на старом кладбище Уральска. В 1871 году его поклонники собрали деньги на установку памятника на его могиле, а прилегающая к кладбищу площадь была названа в его честь «Железновской».

Иосаф Игнатьевич Железнов оставался хорошо известным писателем в старой России. В 1888 году в Санкт-Петербурге издано трехтомное собрание его сочинений с биографическим очерком, автором которого стал Николай Андреевич Бородин, уральский ученый-краевед. В 1910 году трехтомное издание переиздано под названием «Уральцы».

К сожалению, в советское время Старое кладбище Уральска уничтожено, и на его месте построены жилые кварталы, тем самым могила Иоасафа Игнатьевича Железнова потеряна.

Также среди выступающих в этот день была деятель культуры Республики Казахстан Звайда Утешева, которая подготовила доклад о книжной культуре Букеевской Орды. О песенной культуре уральских казаков и фольклорных экспедициях нашего земляка, кандидата исторических наук, профессора Евгения Ивановича Коротина в своих докладах рассказали Наталья Комарова – руководитель ансамбля «Уральцы» и Татьяна Самсонова – руководитель ансамбля «Казачья песня». Преподаватель Высшего педагогического колледжа имени Ж.Досмухамедова Гульнар Габбасова вместе со своими студентами Кубишевой Дианой и Утеповой Джамилёй представили доклад о параллелях творчества двух поэтесс – Татьяны Азовской и Марины Цветаевой.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top