«Иоасаф. 200 лет спустя»
Под таким названием прошла Областная краеведческая конференция, организованная ЗКО ОО «Центр русской культуры» при участии областного управления общественного развития, народного музея «Старый Уральскъ», областной библиотеки имени Хамзы Есенжанова и Генерального консульства России в Уральске.
– Сегодня проходит знаковое событие: мы отмечаем 200-летие писателя, этнографа, фольклориста Иоасафа Игнатьевича Железнова. Сегодня его имя, к сожалению, практически неизвестно. Об этой значимой, исторической личности мы знаем больше благодаря выдающемуся учёному и педагогу Николаю Михайловичу Щербанову, – поприветствовал собравшихся председатель ОО «Центр русской культуры» Сергей Быков.
В 1977 году Николай Михайлович защитил кандидатскую диссертацию «Иоасаф Железнов – фольклорист и этнограф», посвящённую жизни и творчеству известного уральского бытописателя. Пожалуй, с этой работы и началось возвращение почти забытых имён уральских писателей широкому кругу читателей.
Также перед собравшимися выступил известный писатель, публицист, член Союза писателей России и лауреат международных литературных премий Александр Ялфимов. О краеведении с позиции православия уральцев рассказал писатель, историк, член редакционной коллегии газеты «Казачьи Ведомости» Владимир Кутищев. Каждый сообщал интересные факты из жизни и творчестве Железнова.
Иоасаф Игнатьевич Железнов родился в Гурьеве 12 ноября 1824 года в семье уральского казака. Его дед Денис Федорович участвовал в войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годов. Отец Игнат Денисович, урядник, исчез, оставив семью в трудном положении. Воспитанием и образованием Иоасафа занималась его мать.
В 1836 году Железнов поступил в войсковое училище в Уральске, а по окончании в 1841 году начал служить в канцелярии гурьевского начальства. В 1844 году он перешел в канцелярию уральского наказного атамана и затем стал начальником в Красноярском форпосте. Живя здесь, он углубленно изучал образ жизни казаков.
В 1846 году Железнов направлен на службу в Уральское укрепление в казахской степи. Здесь он изучил характер и привычки казахов, о которых позже писал в своих произведениях. В 1848 году он записался на волонтерскую службу в казачий № 6 полк, который в 1849 году отправился в поход в Москву. После двух лет бездействия в Киеве полк вернулся в Уральск в октябре 1851 года, и Железнов ушел в отпуск в Гурьев к своей матери. Здесь он написал свою первую статью «Картины Аханного рыболовства».
В феврале 1852 года Железнов становится офицером-хорунжим. Весной 1853 года попал в полуполк, который служил в Москве. В Москве Железнов познакомился с литераторами, такими как Михаил Погодин, Иван Аксаков и Александр Островский, и развил свой литературный талант. В журнале «Московитянин» Железнов опубликовал свои первые работы, а в будущем публиковался в других изданиях.
Аркадий Дмитриевич Столыпин, наказной атаман Уральского казачьего войска, имел большое влияние на литературную деятельность Железнова. С 1856 года Железнов начинает писать повести и рассказы об уральских казаках, что стало его любимым жанром. Он также изучает историю казачества на Руси и изучает архивы, находящиеся в Москве.
Поездка на Урал в 1858 году позволила Железнову ознакомиться с местными архивами, собрать предания старожилов и приобрести рукописи, относящиеся к времени Пугачева. Этот богатый материал не был обработан самим Железновым, а опубликован после его смерти. Некоторые из этих материалов использованы Владимиром Николаевичем Витевским для исследований по истории Оренбургского края и Уральского казачьего войска.
В то время, когда Железнов находился в отпуске, его сочинения уже печатались в Москве в различных периодических изданиях. Их публикацией занимался друг Железнова Н.И. Шаповалов. В 1858 году его работы собраны в двухтомное издание под названием «Уральцы – очерки быта уральских казаков». В первый том включены «Картины казацкой жизни», «Сайгачники», «Башкирцы», «Картины Аханного рыболовства», а во втором томе – «Василий Стругоящев», критическая статья на «Историю Пугачевского бунта Пушкина» и «Мысли казака о казачестве».
Второй том статьи «Мысли казака о казачестве» уже был опубликован, но ранее она напечатана в журнале «Парус» и привела к тому, что Железнов оказался в числе писателей, подвергающихся строгому надзору. Особенно вызывающей подозрения стала статья «Что такое казацкий офицер?», в которой он красочно изображал недостатки казачьего офицерства и дворянства, отдавая предпочтение прежнему казачьему самоуправлению. Естественно, военная цензура запретила эту статью, и она не была опубликована при жизни автора.
Тем не менее после выхода «Уральцев» Железнов стал известен широкому кругу читателей как казачий писатель и видный представитель «казакоманства» – казачьей идеологии XIX столетия. Это принесло ему большую известность в российском обществе. Он прославлял «казачью старину» с ее патриархальным образом жизни.
После выхода «Уральцев» Железнов счастливо представил один экземпляр книги Николаю Александровичу, наследнику Императорского престола. Сочинения Железнова благосклонно приняты, и он награжден золотыми часами. В письме от генерал-адъютанта Зиновьева говорилось: «Я с удовольствием представил книгу «Уральцы» господину наследнику. Его Императорское Высочество, благосклонно приняв его, по распоряжению Государя Императора, вручил вам золотые часы с цепочкой. Прошу уведомить меня о получении подарка».
В начале 1862 года Иоасаф Железнов получил известие из Уральска, что он избран в асессоры на новых выборах членов присутствия войсковой канцелярии. Он приглашен явиться к месту своей новой службы, что вынудило его расстаться с Москвой, где он достиг успеха в творческой сфере. В июне того же года он отправился в Уральск.
В следующем году Железнов стал атаманом севрюжьего рыболовства. Его честность и открытая защита интересов уральских казаков вызвали у начальства много врагов. Он столкнулся с членом войсковой канцелярии, который обвинил его в корыстных действиях во время рыбного промысла. Дело достигло высшего войскового начальства, и Железнов столкнулся с опалой и преследованиями со стороны наказного атамана. Ему без законных оснований назначена служба в степи.
Несправедливость, с которой он столкнулся, привела к тому, что 9 июня 1863 года Иоасаф Игнатьевич Железнов совершил самоубийство, застрелившись. Он похоронен на старом кладбище Уральска. В 1871 году его поклонники собрали деньги на установку памятника на его могиле, а прилегающая к кладбищу площадь была названа в его честь «Железновской».
Иосаф Игнатьевич Железнов оставался хорошо известным писателем в старой России. В 1888 году в Санкт-Петербурге издано трехтомное собрание его сочинений с биографическим очерком, автором которого стал Николай Андреевич Бородин, уральский ученый-краевед. В 1910 году трехтомное издание переиздано под названием «Уральцы».
К сожалению, в советское время Старое кладбище Уральска уничтожено, и на его месте построены жилые кварталы, тем самым могила Иоасафа Игнатьевича Железнова потеряна.
Также среди выступающих в этот день была деятель культуры Республики Казахстан Звайда Утешева, которая подготовила доклад о книжной культуре Букеевской Орды. О песенной культуре уральских казаков и фольклорных экспедициях нашего земляка, кандидата исторических наук, профессора Евгения Ивановича Коротина в своих докладах рассказали Наталья Комарова – руководитель ансамбля «Уральцы» и Татьяна Самсонова – руководитель ансамбля «Казачья песня». Преподаватель Высшего педагогического колледжа имени Ж.Досмухамедова Гульнар Габбасова вместе со своими студентами Кубишевой Дианой и Утеповой Джамилёй представили доклад о параллелях творчества двух поэтесс – Татьяны Азовской и Марины Цветаевой.