Древнейшая игра
По мнению ученых-этнографов, она появилась на территории Казахстана еще в первом тысячелетии до нашей эры и связана с животноводством и охотой. Возрастного ценза для участия в игре нет: соревноваться на меткость могут и школьники, и пенсионеры. Два года назад национальная игра асык ату включена в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Для того чтобы играть в асыки, не нужно дорогого снаряжения, сложной экипировки и особых условий. Главное – вооружиться косточками коленного сустава животных (чаще – мелкого рогатого скота: барашка или козы) и иметь свободную площадку, где можно их расставить. В 2011 году в Казахстане официально утверждены правила игры в асык ату, и уже с 2015 года проводят чемпионаты на уровне республики. Более того, в последние годы казахстанская сборная показывает отличные результаты на международном уровне: игра в асыки включена в число этнических видов спорта Всемирных игр кочевников.
Правила игры в асыки несложные. Косточки выставляются в ряд (на кон), задача игроков – с определенного расстояния выбить один или сразу несколько из них своим асыком (сака). Те косточки, которые удастся выбить, становятся добычей игрока.
Сака имеется у каждого, кто играет в асык ату. Обычно для него выбирается самый крупный и, соответственно, самый тяжелый асык из имеющихся в коллекции. Для большего утяжеления в биток заливают свинец и обматывают медной или алюминиевой проволокой. В древности у привилегированных ханских и султанских детей сака заливался даже золотом. В казахской народной сказке «Алтын сака» («Золотой сака») хорошо передана ценность этого асыка. Ради нее мальчик чуть не погибает от рук злой колдуньи.
В последние годы интерес к асык ату растет, особенно после того, как Национальный олимпийский комитет Казахстана официально признал эту игру видом спорта. Сейчас государство оказывает финансовую поддержку, спонсирует детей в поездках на соревнования.
Играют в асыки в основном на земле: на асфальте быстро изнашивается сака. Очередность бросания определяется следующим образом: битки игроков собираются в руку одного из игроков и затем выбрасываются наподобие игральных костей. Каждый асык может принять четыре основных положения:
айкур (алшы) – меньшая грань асыка с углублением, первая по значимости при выборе очереди броска;
таба – плоская грань асыка, вторая по значимости;
бук (бүк) – выпуклая поверхность асыка, третья по значимости;
чик (шік) – поверхность асыка с углублением, последняя по значимости.
Если выпадают несколько айкуров, то право первого броска разыгрывается между ними.
Также есть такое понятие как «табан» (стопа). Это расстояние, равное длине стопы бьющего игрока.
В случае выбивания асыка из кона, расстояние между выбитым асыком и чертой кона должно превышать три табана, причем за единицу измерения берется именно стопа выбившего игрока. Таким образом соблюдается принцип справедливости.
Есть предложения развивать асык ату, популяризировать эту игру в школах, чтобы дети разминались на переменах, выбивая асыки. Асык ату полезен для здоровья, за одну игру каждый игрок тратит энергию как на двухкилометровой пробежке. При игре задействованы все части тела, а главное – мышцы глаз, так как приходится целиться в кость с расстояния пяти-семи метров. Дети развиваются не только физически, но и учатся терпению, считать, соревноваться, работать в команде.
Существует более десяти видов игры в асыки. Самые распространенные – это алшы, асык ату, хан талапай, уштабан, торт асык. Все игры отличаются друг от друга, количество участвующих варьируется, при этом игроки могут импровизировать и менять правила как им угодно. Названия игр и правила также бывают различными, в зависимости от региона. Некоторые из игр в асыки напоминают такие известные современные игры, как бильярд, шахматы, боулинг. Девочки чаще всего кидают костяшки в хан талапай и бес асык, развивая тем самым мелкую моторику рук и одновременно тренируя глаза. Игроки объясняют, что разучиться играть невозможно, достаточно лишь раз попробовать.
Асыки отличались не только по своему происхождению, но и по состоянию.
Свежие асыки – только что полученные кости, на которых ещё оставались частицы мяса. Один такой асык ценился в два обычных. Затёртые асыки – кости, которые долго использовались, приобрели гладкую поверхность и стали символом опыта. Рядовые асыки – стандартные кости, без особого статуса. Сақа – самый ценный асык, который всегда был в центре внимания. Также было важно, с какой ноги животного взят асык:
Оңқай – асык с правой ноги.
Солақай – асык с левой ноги.
Асыки хранили с особым трепетом. Их носили в красивых мешочках, украшали, затачивали для точности, а иногда ставили на кон в играх. Победитель забирал асыки соперников, что делало игру не только увлекательной, но и по-настоящему азартной.