Дороги жизни Александра Валахова
Лет 10 назад во время подготовки материала об одном из автотранспортных предприятий Уральска довелось стать невольным свидетелем показательного диалога между двумя его работниками. Тот, что постарше, говоря о профессионализме и ответственности, привёл в пример Александра Кондратьевича Валахова. «А кто это?» – удивился юный собеседник. «Да ты что, о Кондратьиче не слышал? А ещё в автотранспортном предприятии работаешь!» «Я только месяц…» «Не позорь себя такими вопросами. Валахов – это легенда… Давай расскажу!» Юный водитель наверняка узнал о нём много интересного, но факт, тем не менее, остаётся фактом: пришло новое поколение уральцев, практически ничего не знающее о руководителях-производственниках, «красных директорах» 70-х – 80-х годов, создавших в Уральске и регионе современную по тем временам промышленность и транспортную инфраструктуру. Об Атояне молодежь ещё слышала (его имя, как говорится, на слуху). Но кто ещё, кроме Атояна?
Сельские университеты
В когда-то бедном транспортными путями Приуралье в довоенное и послевоенное время успешно развивались железнодорожные и речные перевозки. Начиная с 60-х годов прошлого века с появлением новых автомашин, развитием сети дорог роль автомобильного транспортного комплекса региона неуклонно повышалась. Важную роль в этом играли Уральское областное автоуправление, преобразованное в 1988 году в автообъединение, и лично его руководитель Александр Валахов.
Он родился 20 сентября 1931 года в Тарановском районе Кустанайской области. После окончания Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства Валахов вместе со своим сокурсником будущим вторым секретарём Уральского обкома партии Михаилом Усовым направлен в Уральский техникум механизации сельского хозяйства.
Александр Кондратьевич проработал там заведующим заочным отделением, а в июне 1961 года начинает производственную деятельность в качестве инженера областного объединения «Казсельхозтехника». Возглавлял его Фёдор Ткачёв.
Работа в объединении под руководством настоящего профессионала стала для Александра Валахова отличной школой. Именно Ткачёв и Валахов создали в «Казсельхозтехнике» мощнейшую производственную базу. Построены мастерские, гаражи, боксы, склады. Сельчане сначала с подозрением отнеслись к «Казсельхозтехнике», полагая, что предназначенное им финансирование якобы уходит на развитие какой-то там базы. Ещё неизвестно, будет ли от неё отдача…
Отдача появилась скоро, и какая! Создав нормальные условия для работы людей и техники, Ткачёв и Валахов обеспечили ритмичную работу автотехники на полях Приуралья.
Большое внимание уделялось развитию социальной сферы предприятия. Оно имело подсобное хозяйство, пионерский лагерь (позже на его базе возник санаторий «Нива»), клуб, столовую…
Тогда Александр Кондратьевич ещё не знал, что этот и другой опыт ему вскоре очень пригодятся… И вот в июне 1980 года его переводят на должность начальника автоуправления. Главная задача этой структуры – обеспечение грузовыми и пассажирскими перевозками хозяйственного комплекса области.
Кубок, «Спутник» и подхоз
Производственная база предприятия, которую успешно начал создавать предшественник Валахова Алексей Куфаев, нуждалась в развитии. В условиях бурного экономического роста и увеличения объёмов автоперевозок мириться с таким положением было никак нельзя. Тут-то и пригодится опыт работы в «Казсельхозтехнике».
Под руководством Валахова практически заново создана производственная база предприятия, невиданные масштабы приобрело развитие системы соцкультбыта. Но для Александра Кондратьевича основным было всё. Он не мог отлично сделать одну работу и тут же трудиться «вполнакала». Люди должны работать в достойных условиях, с «крепким тылом».
Поэтому Валахов развёртывает жилищное строительство в Уральске и районах, усиленно развивает подсобное хозяйство около села Янайкино и пионерский лагерь «Спутник». В то время это один из лучших пионерских лагерей в области, здесь даже практиковалось физиолечение. Все объекты автоуправление строило само с привлечением ПМК системы Министерства автотранспорта Казахской ССР.
На всех линейках, посвящённых началу новой смены в лагере, Александр Кондратьевич обязательно присутствовал. Этим он как бы давал понять, что мелочей в работе производственника не бывает – касается ли это социальной сферы или собственно производства. Тут всё взаимосвязано. Создать своим работникам хорошие социально-бытовые условия – рабочий процесс пойдёт лучше, люди больше будут доверять тебе как руководителю.
Никто не заставлял Валахова заботится о футболе. А он заботился. Ведь команда «Урал» представляла не только автообъединение, но и всю область. И «Урал» выиграл в 1988-м году Кубок Казахской ССР. Это стало сенсацией.
Директор автообъединения имел свои соображения по улучшению городской спортивной инфраструктуры. Говорят, что он высказывал свои предложения Мустахиму Иксанову и другим руководителям области. Но предлагать, как говорится, легко, а как насчёт собственного примера? Пожалуйста: Александр Кондратьевич планировал построить на месте стадиона «Юность» современную арену, более вместительную, чем стадион имени П. Атояна…
К сожалению, в силу ряда причин, в том числе объективных (наступили кризисные 90-е годы), реализовать такую задумку не удалось.
Огромнейшую работу проделали Валахов и руководство автообъединения по созданию его современной базы. Не решился до конца финансовый вопрос, не хватало стройматериалов – пришлось искать их в соседних областях Российской Федерации. Параллельно со строительством базы приходилось решать ещё один чрезвычайно важный вопрос – обновления её автопарка.
В каких только ситуациях не приходилось бывать Валахову на руководящей должности. С одной стороны, он доверял подчинённым, но такое доверие всегда сочетал с тщательным контролем и дотошностью. Он всегда владел ситуацией, знал истинное положение дел в структурных подразделениях. Случилось, например, наводнение, надо оценить масштабы ущерба от него пионерскому лагерю – садится за вёсла и вперёд, по большой воде…
Человек большой души
Трудовые успехи автообъединения стали возможными благодаря усилиям многих его работников. Это директора таксопарка Владимир Геймур и Виктор Канищев, заместители начальника предприятия: по эксплуатации – Владимир Коваленко, по экономике – Нина Траисова, начальник службы эксплуатации таксопарка Владимир Кияев, главный бухгалтер Раиса Коловертнова.
Требовательность, взвешенность при принятии решений, хозяйская сметка Валахова во многом помогли сдвинуть груз проблем, обеспечить качественную работу предприятия по обслуживанию области автоперевозками. Так он, в прямом и переносном смыслах, проложил свою жизненную дорогу, по которой шёл уверенно и со знанием дела. За свою трудовую деятельность Валахов награждён двумя орденами «Знак Почёта» и пятью медалями.
Александр Кондратьевич общался с очень многими людьми, но больше всего он ценил дружбу с Михаилом Ивановичем Усовым. Это была настоящая мужская дружба.
Они вместе приехали в Приуралье, активно общались, дружили семьями. Александр Кондратьевич увлекался садоводством, рыбалкой и охотой. На озере Балыкты в тогдашнем Фурмановском районе действовало охотничье хозяйство автообъединения. Александр Кондратьевич и его жена Анна Павловна воспитали двух дочерей – Марину и Ларису.
Александр Валахов проработал директором автообъединения до 1995 года, а 27 декабря 1996-го он скончался. Он остался в памяти своих земляков как человек большой души, высококлассный специалист, талантливый руководитель, внёсший весомый вклад в развитие автотранспорта Западного Казахстана и всей республики.