Дают силу корни

25 февраля 2016
0
2603

– Опять Калила тащит на спине своего внука, балует, – судачили соседи в посёлке. А бабушка продолжала носить Сайыпа, пока её не вызвали в школу и не сказали, что первоклассник ленится читать и хулиганит, дёргая девчонок за косички. Тогда на заходе солнца она усадила мальчика на көрпе, вложила в его руки книгу, и провела обряд ұшықтау, прочтя молитву.
– Понемногу он начал проявлять интерес к чтению, – улыбаясь, говорит Шынар Аймукашева. – С этого или нет, но факт остаётся фактом: всю жизнь отец выписывал Роман-газету, подшивал её и с упоением читал, да и сейчас не прекращает.

Шынар (четвёртая слева) с коллегами

Шынар Аймукашеву наградили Благодарственным письмом акима области Нурлана Ногаева за научный проект по линии Ассамблеи народа Казахстана: «Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия» в номинации «Жас ғалым» – «Молодой ученый». Она поделилась о работе над проектом, и наш разговор неожиданно перешёл на их семью.

… В детстве Шынар часто общалась с прабабушкой Калилой, которая посвящала ее в тайны семьи. Так она узнала, что отец Калилы родился на Букеевщине, был богатым человеком, имел две отары овец и несколько табунов лошадей.

Тяжкая участь раскулачивания не миновала и его, большевики отобрали весь скот, оставив семью без средств к существованию, а главу семьи арестовали и под конвоем повезли в Волгоград. Что его там ждало, неизвестно. Срок дадут или еще чего хуже – расстреляют, один конец, думал он, и решил… бежать, пока они не доехали до тюрьмы, откуда мало кто возвращался. Какой хитростью он осуществил побег, история умалчивает. Родные узнали об этом, когда к ним вновь прибыли из органов и учинили обыск, предупредив, что за сокрытие беглого осудят. Но он так и не появился, и больше о нем никто ничего не слышал. Жив или нет?

С прабабушкой Калилой «Жили тяжело, скудно, недоедали, особенно в войну. Прабабушка Калила рассказывала, как по ночам они, крадучись, ходили на поле после уборки урожая и собирали колоски, из которых добывали несколько зернышек пшеницы, если повезёт. В темные ночи не особо прятались, но и злаки обнаруживали с трудом, «а иногда и луна помогала», – цитирует ее слова Шынар. – То, что находили, сразу несли домой, покормить обессилевших детей, стариков, или зарывали в землю, чтобы потом прийти и забрать, поскольку это считалось преступлением, за которое сажали».

Ее мужа призвали на фронт в первый год Великой Отечественной, а через несколько месяцев семья уже получила горькое известие: «Пропал без вести», – продолжает она. – На ее плечи легли не только материнские заботы, но и вся мужская работа по хозяйству, к тому времени в семье росло трое детей. Поэтому, когда повзрослела старшая дочь, ее практически сразу же выдали замуж, в шестнадцать или семнадцать лет. Девушку никто не спрашивал, готова она начать семейную жизнь или нет, приехали и засватали. Для гостей на скорую руку накрыли дастархан теми продуктами, что берегли на торжественный случай: курт, баурсаки и топленое масло. Мать собрала узелок с приданым, и Кымбат, моя бабушка, зимой на санях поехала к чужим людям.

Кымбат и Адилгерей свои отношения строили на взаимоуважении. Супруг был старше на семь лет, окончив сельхозтехникум, работал ветеринарным врачом. Оттого ли, что Калиле хотелось помочь дочери, или старинный обычай сыграл роль, но она взяла на воспитание не одного ребенка, как принято в казахских семьях, а троих, среди которых был и ее любимый внук Сайып. Мальчику не нравилось играть во дворе со сверстниками, его как магнитом притягивала техника, и взрослые порой шутили: у других детей в карманах печенье с конфетами, а у него – болты да гайки. После седьмого класса он уже работал в поле, затем окончил профтехучилище. Видя его жажду к знаниям, преподаватели советовали поступать в институт. Он тоже подумывал. Однако, придя из армии, вскоре женился, а там уже надо было решать материальные проблемы, не до учебы стало: родилось семеро детей.

Трудился трактористом, бригадиром в поселке Чапаево, но свои сокровенные задумки так и не реализовал, с чувством сожаления замечает его дочь.

С развалом Советского Союза открыл крестьянское хозяйство, выращивал овец, крупный рогатый скот. А его сын Багдат, которому тридцать с небольшим, разводит лошадей. Молодой человек и сам точно не может сказать, что повлияло на его выбор: умение видеть перспективу или желание возродить дело прадеда. Кстати, о прадедушке. Прошли многие годы, прежде чем появилась весточка: отец Калилы жив-здоров. Оказывается, беглец помаялся на земле волгоградской да и женился на русской женщине, обретя новую семью. В 1956-м году к нему в гости поехали казахстанские внуки, им обрадовались, состоялось теплое знакомство, деду тогда было под восемьдесят. К слову, и его внучке Кымбат уже 85. «До сих пор не могу сдержать улыбку, когда вспоминаю, как приходили к нам ее подруги, – Шынар улыбается. – В день ее рождения 1 января у нас всегда собирались бабушки и поздравляли друг друга, поскольку еще у троих в этот день были именины. Как такое может быть, выспрашивала я. Они мне объясняли, что раньше не записывали точные даты, а обозначали приблизительно, к примеру, «родился в год Зайца, когда собрали урожай». Так записали и этих четверых, которые впоследствии стали близко общаться».

Братишка Багдат на охоте

Училась Шынар на историческом факультете ЗКГУ на бюджетной основе. Год работала в поселке, чтобы набраться опыта и в полной мере овладеть казахским языком. Потом поступила в АТиСО на юридический, окончила с красным дипломом, с отличием – и магистратуру в карагандинской академии. Преподает юридические дисциплины в ЗКАТУ имени Жангир хана.

«В 90-х годах мы все испытывали финансовые затруднения, и на археологические раскопки ездить не получалось, зато занимались этнографическими исследованиями, изучали традиции, обычаи народов, к примеру, я – своего народа. Все «пытала» бабушек об их прошлом. Да, забыла сказать, в тридцатых годах Калила ездила в Россию и усыновила там мальчика, Сергеем звали. Но когда приехали в Чапаево, он не захотел здесь жить. Она часто повторяла, что жили трудно, бедно, но человеческие отношения ценились высоко, – продолжает старший преподаватель, магистр кафедры истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин аграрно-технического университета. – Сегодня, на мой взгляд, молодежь тоже ответственная, добросовестная, многие ведут активную общественную работу, даже на уровне республики. Но вот что я заметила: в казахских группах студенты немного другие, более воспитанные, что ли, тактичнее, чем в русских, но – скованные в суждениях, зажаты, и только к третьему-четвертому курсу становятся внутренне свободными и уверенными. И тогда уже общаться с ними более интересно, наши беседы превращаются в дискуссии. Помнить наизусть все законы невозможно, главное, знать, что и где искать и уметь воспользоваться при надобности, этому я их и учу. Люблю свой предмет, юриспруденция – моя мечта».

«Почему бы тогда не заняться частной практикой?» – поинтересовалась я. «Больше нравится преподавать. Когда работаешь со студентами, остаешься молодой душой, – улыбается она. – Давать студентам знания и видеть их любознательность, отдачу – это не просто удовлетворение, а радость, так же, как и то, что они задают вопросы, консультируются. В свободное от учебы время ходим в театр».

«Что вас побудило принять участие в конкурсе?» – в завершение беседы спросила я. «Попробовать свои силы, – призналась награжденная. – И еще, нашему университету не так часто выделяют гранты, мы заинтересованы в них, поэтому стараемся работать, показывать свои кадры, растить смену. А также пропагандировать идеи уникального института – Ассамблеи народа Казахстана».

С большой семьёй

Фото из альбома Ш. Аймукашевой
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top