Чеканная работа

3 января 2019
0
2066

Анатолий Мирзабаевич Рафиков владеет редким в наше время мастерством превратить безликий лист металла в произведение искусства. По образованию он историк, по призванию художник-чеканщик. И обе эти ипостаси неразрывно связаны. Потому что большинство работ Анатолия Рафикова – на исторические темы. Всадники, поединки, сюжеты на темы легенд и мифов, знаки казачьей славы и родовые казахские обереги, райские птицы и букеты дивных цветов – и все это в окружении тонкого, изящного орнамента, украшенного уральскими самоцветами и разноцветными стразами.
Сама история чеканки насчитывает не одно тысячелетие. Благодаря чеканным работам, дошедшим до нас с сокровищами Древней Греции, Византии, скифских курганов мы сегодня можем судить о том, как жили, воевали, на каких зверей охотились люди много веков назад. Какой чеканной символикой украшали свои щиты богатые воины древности, какими образами мифов и легенд – женские диадемы и браслеты, какие изображения животных – покровителей того или другого рода использовали в оформлении кубков и различных предметов быта – все это было отчеканено и дошло до нас.

Поэтому прежде чем приняться за работу, особенно если тема касается исторического события или личности, Анатолий перелопачивает массу соответствующей литературы – чтобы даже в малейшей детали не погрешить против исторической правды.

– Одежда казахских батыров или русских витязей, количество звезд на погонах маршала или орденов на груди Генсека – все, от шлема или орнамента должно соответствовать истине, – показывает Анатолий альбом с фотографиями и рисунками боевых снаряжений и мундиров.

Он вообще очень щепетильно относится к своему творчеству, считая его неким ритуалом, приобщением к чему-то высокому и сакральному, ведь само это искусство в древности было доступно немногим посвященным.

– Я не христианин, а потому не могу рисовать лик Богоматери или православных святых, делаю только оклады, а лики распечатываю на холсте, – говорит он.

Ему часто доверяют сделать красивый оклад для ценной или старинной иконы, какой-нибудь ларец с соответствующей символикой и надписями на старославянском, эта тонкая работа требует большой точности, и он относится к ней с особым трепетом.

Большинство своих работ он раздаривал, и надо сказать, что такой подарок – на века: от детей перейдет к внукам и правнукам, ведь металл – материал вечный.

Многие работы Анатолия Рафикова становились подарками видным государственным и общественным деятелям. Например, он отчеканил огромный барельеф Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в полный рост, в маршальском мундире со всеми его многочисленными орденами и регалиями. Его вручили генсеку в день его 75-летия. Барельеф размером 800 на 400 был изготовлен на меди с последующим посеребрением и вручал его Леониду Ильичу лично секретарь ЦК КПСС Казахстана Д.А. Кунаев.

Чеканки с личным клеймом Анатолия Рафикова в качестве подарков вручали в честь знаменательных дат Юрию Андропову, Яношу Кадару, Президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву на его 60-летний юбилей.

А сколько было подарено именитым гостям города – не счесть. Когда Анатолий работал на заводе имени Ворошилова («Зенит»), приезд всевозможных делегаций и важных персон из военного ведомства, а то и из-за рубежа, был для него настоящим кошмаром с одной стороны и творческим взлетом – с другой.

– Вызывает меня Атоян и говорит: «К завтрашнему дню нужен необычный эксклюзивный подарок», – рассказывает Анатолий. – Понимаю, что если просит Петр Александрович, значит это важно. Спрашиваю только – кому и по какому случаю. А потом сажусь и начинаю думать. Сутки не сплю, делаю эскиз, рисунок, приношу – директор руками разводит: «Как же такое можно сотворить за такое короткое время?»

В сущности, это была единственная награда: никаких денег, кроме зарплаты художника-оформителя, а потом художника-конструктора Анатолий за свое творчество не получал. Но похвала Атояна дорогого стоила.

Подарки важным гостям часто заказывали из обкома партии.

– Иногда спрашивали – может, заплатить? Но Атоян никогда денег не брал, – вспоминает Анатолий.

Где теперь все эти уникальные вещицы?

– Насколько мне известно, портрет Брежнева находится в музее его имени в Ялте, – говорит Анатолий. – Остальные, наверное, тоже – или в музеях или в частных коллекциях.

А ведь вообще-то он по настоянию родителей собирался стать врачом, даже поступил в Актюбинский медицинский институт, но проучился два курса в медучилище и его призвали в армию. Там и произошло то, что повернуло его жизнь. Орудием судьбы стали кусочек фольги и простой карандаш, которые вовремя попались под руку военнослужащему Рафикову и с помощью которых он создал своего первого чеканного всадника.

С тех пор страсть создавать на листе металла выпуклые, рельефные фигуры воинов, поединков батыров, образы из народных легенд и сказок, видеть, как под его рукой распускается волшебный цветок и оживают райские птицы, не оставляет его уже пятый десяток лет.

На завод имени Ворошилова он пришел сразу после армии. Сначала работал художником-оформителем – плакаты, лозунги, стенды, наглядные пособия, оформление интерьера… «Оформлять» приходилось не только заводские, но и городские промышленные помещения, столовые, Дворцы культуры, праздничные колонны, стадионы и площади.

Уже вскоре ему присвоили личное клеймо чеканщика художественных и ювелирных изделий. С 1988 года Анатолий Рафиков – художник-конструктор, руководитель группы, а затем – начальник бюро промышленной эстетики.

– Участвовал в художественно-конструкторской разработке военной техники, изготовлении макетов и моделей, товаров народного потребления, сувениров, – говорит художник.

Когда город готовился к празднованию своего 375-летнего юбилея, Анатолию Рафикову поручили заняться оформлением центральной площади и стадиона «Авангард» – там, где и проходили главные праздничные мероприятия.

Но все свое свободное время Анатолий посвящал своему главному делу. Благо, что многого для этого не требуется: лист металла, специальные молоточки, чеканы, давильники. А еще – вдохновение, аккуратность и терпение.

– Сначала возникают идея, образы, потом на бумаге появляется рисунок, который затем переносится на металлический лист, который перед этим должен быть очищен и обработан серной кислотой, промыт, высушен. Важно правильно разместить фигуры на листе, поэтому композицию надо продумать заранее, – рассказывает Анатолий о технологии и показывает альбом со своими рисунками.

Металл – материал холодный. Чтобы сделать изображение на нем живым, теплым, вызывающим желание прикоснуться, провести рукой по всем этим замысловатым узорам – не мираж ли вся эта красота – мастеру нужно вложить в него не только месяцы кропотливого труда, но и свою душу. Это про деньги, когда говорят, что кто-то их «чеканит» – имеется в виду быстро и легко. Превратить лист металла в произведение искусства – это требует не только времени, мастерства и таланта, но и напряжения физических и моральных сил. А еще, когда хотят сказать о чем-то четком, точном и красивом, говорят: «чеканный профиль», «чеканный шаг».

В коллекции Анатолия Рафикова много работ, на каждую он тратит не менее месяца напряженного труда.

Его фамилия значится в реестре профессиональных художников Российской империи, СССР и стран ближнего зарубежья, начиная с XVIII века. Всего в этом реестре 52246 фамилий. Фамилия Анатолия Рафикова есть и в энциклопедии Западного Казахстана, он – член Союза художников Казахстана, и шесть лет – с 1998 по 2004 год – был председателем областного филиала Союза художников Казахстана.

А я не могу глаз отвести от иконы Казанской Божьей Матери. Она в светлом узорчатом окладе, украшенном голубыми камешками – праздничная, радостная. Это одна из последних работ Анатолия. Говорит, что с каждой жалко расставаться. Утешает только то, что кого-то она обережет, согреет, украсит чье-то жилье и через века расскажет что-то потомкам о нашем времени. Как кубки древних греков или диадемы скифских красавиц.

В 2019 году Анатолий собирается выставить свои работы на суд уральского зрителя.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top