Благодати ради
Крещение или Богоявление Господне, пожалуй, единственный церковный праздник, объединяющий людей разной веры. К проруби приходят сотни людей – русские, казахи, татары, азербайджанцы. В общем все, кто верит в то, что Бог один, и что вода в этот день действительно целительная.
По традиции ритуал освящения воды на реке Урал провел архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний.
Сразу после этого многие стали черпать крещенскую воду. Заливают баклажки, наполняют ведра и банки. Две проруби, несколько лунок, и у каждой люди. А над всей этой суетой плывет колокольный звон. Седобородый казак в папахе и с ковшом в руке смотрит довольно на небо, потом на внука и произносит: «Слава тебе, Господи!»
Погода не подвела – тихо и тепло. Но в прорубь зайти отваживается не каждый. Зрителей гораздо больше, чем купающихся.
– Тебе 16-то есть? – кричит с надрывом нетрезвый мужичок в телогрейке нараспашку, откуда выглядывает тельняшка. Обращается к парнишке, спускающемуся в иордань.
Юноша слышит, но пока молчит. Он осторожно заходит в ледяную воду, прощупывает ногами обледенелые ступеньки, чтобы не поскользнуться. Как только укрепился, ответил:
– Я с 7 лет ныряю, мне не привыкать.
Замирает. А вместе с ним замирают все, кто рядом. Через мгновение скрывается под водой.
Мужик в тельняшке громко отсчитывает каждое погружение:
– Раз! Два! Три! Молодчик! Выходи! Весь год болезни будут обходить тебя, – затягиваясь сигаретой, гарантирует он.
– Я Марат, дядь Колин сын, по паспорту Куанышкалиевич, – представляется публике комментатор.
– У меня мать татарка, отец казах, а я русский. Бывший вэдэвэшник.
– Хватит кричать, – успокаивают подвыпившего женщины. – Тут дело святое, а ты разорался. Окунись лучше.
– Я искупался как положено, ровно в полночь, – дает отпор дядь Колин сын. – И смотрите, какой я крепкий, – стучит себя в грудь.
Роман Усатов, как спортсмен перед заплывом, прогуливается в плавках босиком по льду. Настраивается и ждет своей очереди. Простыть не боится – на Крещение купается больше 20 лет. Пользы для здоровья, с его слов, хоть отбавляй. После пожилого мужчины быстро заходит в воду, окунается три раза и сразу спешит к полотенцу. Разговаривать не может: перехватывает дыхание.
Анна, в шапочке и голубом пуховике, как героя встречает своего супруга Александра Баярова. Рядом группа поддержки из нескольких человек.
Аня торопит мужа, подает вещи и сама начинает растирать его полотенцем. Но Александр все равно не торопится.
На ногах сланцы, через плечо полотенце. Вдыхает морозный воздух, ему хорошо.
– Ну, ты что разгуливаешься, как на пляже, – уже всерьез нервничает жена. – Одевайся скорее.
– В этом году тепло, я купался и в минус 30, – не без гордости сообщает он. – Вот тогда действительно было испытание, тело аж горело, как будто в него разом вонзились тысячи мелких иголочек. Сегодня для организма тоже встряска, но не такая.
Алексей Викторович Еремеев, руководитель водно-спасательного отряда, помогает спуститься Надежде Николаевне Малиницкой. Мокрая сорочка липнет к телу, щеки пенсионерки начинают гореть. Последние два года она не купалась. И вот теперь снова решила испытать себя. Уверена, для организма резкий перепад внешних температур только на пользу. Воду набрала в церкви накануне.
– Только в ночь с 18 на 19 число святая вода в полной силе, – объясняет она, стараясь побыстрее одеться.
А высоко на берегу Урала разбит казачий стан. Колоритные бородачи колют дрова, жарят шашлык, угощают всех желающих бесплатно горячим сладким чаем. Воду кипятят на костре, разливают по самоварам на углях.
– Чай на Урале, да после ледяной проруби, да вприкуску с сахарком – праздник, – подмигивает один из них.
Наталья Самойлова, член Уральско-Яицкой казачьей общины едва успевает наполнять крутым кипятком одноразовые стаканчики. Запаслись, купили 500 штук.
– Чай бесплатный, подходите, – радушно приглашает она. – А если замерзли, идите в палатку, там тепло, погрейтесь.
Рядом торговая лавка, предлагают купить казачьи папахи, кубанки, календари, нагайки.
– Может, купить кнут для Лили? – приценивается парень.
– А кто такая Лиля? – спрашивает посторонняя женщина.
– Жена, – начинает хохотать шутник.
– Устраивать праздник на Крещение – традиция, – говорит Анатолий Очкин. – Наша община во главе с атаманом Сергеем Павловичем Иртикеевым готовится заранее, все продумываем, как и что.
На вопрос, почем головные уборы, Анатолий, поглаживая бороду, говорит уклончиво:
– Много не прошу, за вознаграждение отдаю, но дешевле ее цены не продам.
Известно, для казака папаха – не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Ее нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.
Анатолий шьет их сам. Отвечает за каждую строчку, тепло гарантирует.
– А нагайкой казаки своих жен не били, – поправляет кто-то покупателя. – Наоборот, любили.
Спасатели совковой лопатой отбивают с края проруби лед. Очищают от него ступени.
Для главного спасателя Алексея Еремеева вместо праздника – напряженное дежурство. По рации сообщают: пока все спокойно. В городе организовано 14 мест для купания и везде спасатели.
– Были несчастные случаи, получали ушибы, раны. В 2007 году у пожилого человека не выдержало сердце, он скончался в карете скорой помощи по дороге в больницу, – рассказывают специалисты.
– Поэтому надо реально оценивать свои силы.
Дежурить они начали в ночь с 18 на 19 января. К утру уже искупались 42 человека, но это только начало. В этом месте в прошлые годы купались и до двух тысяч.
Александр Дмитриевич Чернявский, староста Михайло-Архангельского собора, черпает воду металлическим ковшом, дает попить, орошает святыми каплями всех, кто рядом.
– Крещенская вода – «великая агиасма» или великая святыня. Святыня эта употребляется для окропления храмов, жилищ, для освящения душевных и телесных сил, во здравие тела и души, – объясняет руководитель информационного отдела Уральской епархии игумен Дорофей. – «Известно же буди, – пишется в Типиконе (церковно-богослужебной уставной книге), – о святей воде… благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари: темже во всяких местах и всюду кропится».