Бежали волны за кормою

24 декабря 2015
1
2401

(Продолжение. Начало в №46-51)

Кинжегалием Джунусовым было подано 15 рацпредложений, из которых 13 внедрены в производство со значительным экономическим эффектом. Только тяжелая болезнь после 20 лет работы директором вывела его из строя, не дала закончить намеченные планы.
В память о Кинжегалие Хакимовиче в наши дни один из буксиров-толкачей бывшего пароходства назван его именем.

Теплоход «Агитатор»

Школа комсостава

С развитием судоходства в послевоенные годы речники стали испытывать дефицит квалифицированных кадров. Это побудило руководителей пароходства открыть в 1952 году школу комсостава. Она готовила кадры судоводителей, судовых механиков и путейцев. Обучение в ней было двухгодичным, занятия проводились с сентября по апрель со сдачей экзаменов.

В школе комсостава, которую возглавлял Николай Колесников, преподавали руководители пароходства и его отделов Петр Богоявленский, Николай Горбачев, Алексей Милков, Михаил Ласкин и другие. Специальную лоцию преподавал судоводитель Александр Стариченков.

Общеобразовательным предметам речников обучали учителя городских школ.

В конце 50-х начале 60-х годов по всему Советскому Союзу стали создаваться государственные учебные заведения для речников, поэтому в 1959 году школа комсостава была ликвидирована.

Многие работники Уральского речного пароходства впоследствии окончили Куйбышевский, Семипалатинский и Чарджоуский речные техникумы. Это позволило значительно поднять уровень подготовки работников пароходства в ответственный период обновления флота.

«Ленин» стал «Востоком»

На рубеже 50-60-х годов речники предпринимают попытки улучшить свою инфраструктуру. Около кожевенного завода им. Землячки они с помощью земснаряда прокапывают канал с целью обеспечения доступа судов по старице Урала к железнодорожной ветке. Именно здесь планировалось осуществить перевалку боратовой руды на железную дорогу. Но от этой затеи вскоре отказались во многом потому, что берега канала постоянно обваливались. Были также планы сооружения речного порта в районе Коминтерна.

Пока суд да дело, плавсостав пароходства успешно освоил как построенные в Уральске суда, так и пришедшие из других водных бассейнов. Но на такой своенравной реке, как Урал, не могло обходиться без аварий. По рациям нередко звучали такие фразы: «У «Свердлова» полетел винт», «Калинин» отдал концы», «Ленин» перевернулся»… Звучало по тем временам очень даже аполитично, поэтому новые суда решили срочно переименовать.

«Ленин» стал «Востоком», «Свердлов» – «Севером», «Дзержинский» – «Западом», «Орджоникидзе» – «Югом», «Киров» – «Экватором», «Калинин» – «Полюсом».

Культуру – в массы!

Общественная и культурная жизнь речников в послевоенные годы была очень богатой и интересной. Нынешние ветераны, вспоминая о ней, начинают свой рассказ не с собраний и концертов, а … с заводского гудка, подавали который обычно пароходы. Почему с гудка? Наверное, потому, что он был для них не только сигналом к работе, но и к активной духовной деятельности, физическому и нравственному совершенствованию. Ведь после работы многие шли в клуб или на стадион.

В пароходстве была своя футбольная команда. На стадионе около нынешней 13-й школы они часто играли со своими извечными соперниками – футболистами мехового и мясоконсервного комбинатов. Активно занимались речники настольным теннисом, легкой атлетикой, шахматами. А уж любителей поиграть в русские городки около клуба было хоть отбавляй.

В самом клубе имени В. Чапаева жизнь кипела. Здесь часто проходили концерты художественной самодеятельности, в которых участвовал духовой оркестр Уральского речного пароходства. Здесь была хорошая библиотека, демонстрировались кинофильмы.

Люди старшего поколения хорошо помнят, как между Уральском и Гурьевом постоянно курсировал теплоход «Агитатор». Речники очень ждали его. Дело не только в том, что на судне был оборудован кинозал и имелась внушительная библиотека. На «Агитаторе» в течение многих лет совершали поездки лекторы-международники. Да не откуда-нибудь, а из Москвы, из ЦК КПСС.

Их выступления перед речниками Урала всегда вызывали большой интерес и часто превращались в откровенные беседы. Особенно запомнились лекции доктора медицинских наук из Москвы Михаила Моина. Он так сдружился с речниками, что еще раз приехал на Урал, а позже речники неоднократно консультировались у Моина по конкретным вопросам медицины.

Руководителем агитколлектива «Агитатора» был Александр Саяпин. Во время празднования в 1963 году 350-летия Уральска в РЭБ был построен так называемый  «струг Степана Разина». Речники стали участниками театрализованного представления, спустившись на струге от Затона им. В.Чапаева до городской пристани.

Организатором и участником многих культурных мероприятий в пароходстве был Иван Чапурин.

Руководители Уральского пароходства. Третий справа – Сергей Балдычев. Конец 1960-х годов

«Золотой век» судоходства 

Человек и его дело. Сколько написано, снято и сказано на эту тему. Но очень редко бывает так, что о руководителе предприятия или организации можно услышать от самых разных людей только положительные отзывы. Таким руководителем УРП в 1963-1977 годах был Сергей Алексеевич Балдычев.

Тем, кто руководил областью, городом, предприятиями и организациями в 1960-70-е годы, имя Балдычева хорошо известно: именно под его началом пароходство стало одним из самых мощных и авторитетных предприятий в области.

Да, тогда в Советском Союзе был экономический рост, но дело не только в общем состоянии экономики. Работая над очерками по истории судоходства на Урале, доводилось общаться с представителями разных поколений речников. Ни о ком они не отзывались с таким уважением, как о Балдычеве, называли его речником с большой буквы.

Родился Сергей Алексеевич 11 сентября 1916 года в деревне Ружбово Вологодской губернии в крестьянской семье.

В марте 1932 года Балдычев был зачислен на первый курс  электромеханического отделения  Череповецкого речного техникума. В 1934 году его объединили с другим речным техникумом – Рыбинским. Сергей уехал в Рыбинск и продолжил учебу.

Осенью в техникум пришло много ребят, одержимых мечтой освоить профессию речника. Был среди них и будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов – он поступил на судоводительское отделение.

В 1935 году после окончания техникума Балдычев получил назначение в Балхаш-Илийское речное пароходство. Работал электротехником судоремонтных мастерских.

В первые годы Великой Отечественной войны он с честью выдержал труднейший экзамен, возглавляя Илийскую электростанцию. После войны, будучи директором судоремонтных мастерских, проявил большие организаторские способности по налаживанию строительства первых в Казахстане самоходных барж и теплоходов.  Балдычев никогда не забывал об учебе. Он с отличием закончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта, затем трудился начальником Балхаш-Илийского пароходства, а в 1961 году получил приглашение приехать в Уральск.

Через два года Балдычев становится начальником Уральского речного пароходства в непростое для него время: шла замена парового флота на теплоходы. Команды пароходов насчитывали 15-20 человек, совмещение профессий на них было невозможно. Однако Балдычев и его коллеги сумели быстрее других пароходств в Казахской ССР провести обновление флота, широко внедрить передовой метод толкания барж.

Стремительно росли объемы грузоперевозок, достигшие к середине 70-х годов 3 млн тонн за навигацию. Развивалось судостроение в РЭБ флота им. В.Чапаева.

Открылись новые пассажирские линии, на которых работали хорошо известные старшему и среднему поколениям уральцев комфортабельные теплоходы «Громов», «50 лет ВЛКСМ» (бывший «Марфино»), скоростные «Заря» и «Зарница».

Но были и очень трудные годы.

Балдычев с волнением вспоминал о катастрофическом маловодье в 1967 и 1975 годах. Уже в июле почти весь транспортный флот был поставлен на отстой. Жизнь заставила не только выполнять указания Казглавречфлота, но и проявить хозяйскую смекалку: изыскать местную клиентуру, заинтересованную в потреблении песчано-гравийной смеси (ПГС), налаживать производство товаров народного потребления на судоремонтно-судостроительном заводе.

Случались эпизоды и вовсе неприятные. В 1971 году на участке Индер-Гурьев налетело на мель судно на подводных крыльях «Беларусь», развивавшее скорость до 60 км/ч. Позже от использования подобных судов, а также теплоходов типа «Заря» пришлось отказаться по экологическим причинам.

Рассказывая о днях минувших, Сергей Алексеевич редко говорил «я», гораздо чаще – «мы». Он вспоминал, как тяжело пришлось его преемнику Василию Руку: в начале 80-х годов союзные и республиканские инстанции задумали ликвидировать Уральское пароходство…

Шли годы. Балдычев продолжал следовать своему принципу: доверяй, но проверяй. Его часто можно было увидеть на судах, особенно перед их отправкой в рейс. Интересовался бытовыми условиями, спрашивал, не нужна ли помощь. Не случайно, что именно об этом чаще всего вспоминают речники, а уж потом – об объемах перевозок или зарплате.

(Продолжение следует)

Группа спортсменов-речников 

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top