Авось пронесёт

29 июня 2023
0
5187

В последнее время казахстанские и российские СМИ, соцсети пестрят тревожными сообщениями. Шёл парень по улице, услышал стон из открытого канализационного колодца, где задыхался мужчина. Полез его спасать и задохнулся сам. Вышла на балкон женщина… и оказалась на земле: перекрытие провалилось. Упавшая чудом осталась жива. Другую женщину, переходившую по «зебре» улицу в Алматы, едва не убил упавший прямо пред ней фонарный столб: зазвонивший телефон на секунду задержал пешехода на обочине. Но ничто не может спасти тех, кто решился на последний шаг с крыш высоток: доступ туда свободный. Участились падения в шахты лифтов… Насколько безопасно и комфортно жить в Уральске? Делается ли что-то в этом направлении?

Наши ответственные лица, прежде всего работники горакимата, отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог наверняка скажут: многое делается. Выполняются программы благоустройства дворов, улиц, ремонтировались и до сих пор ремонтируются дома по государственной программе модернизации и развития ЖКХ. Приводятся в подобающий вид крыши, фасады, лифты, инженерные сети.

Всё это верно, но… Как ни странно, многие вопросы безопасности за годы такой созидательной работы своей актуальности не потеряли. Скорее, наоборот. Настоящий шквал ЧП случился в начале 1990-х, когда на бывшие союзные республики обрушился сильнейший экономический, социальный и финансовый кризис.

Набрало силу повальное воровство металлических крышек колодцев. В их открытые пасти падали и дети, и взрослые, случались жертвы. СМИ негодовали, разум широкой общественности вообще кипел от возмущения, ведь город практически не освещался, что увеличивало риск попасть в темноте в смертельные ловушки.

Ушли те времена, прекратилось воровство люков, но стало ли безопаснее? На улице Г. Потанина в полуметре от тротуара зияет открытый колодец. Его трудно заметить: повсюду бурьян, густые заросли кустарника и свалки мусора. И такие сигналы о как будто специально замаскированных колодцах поступают с разных концов города, о чём неоднократно доводилось писать.

В настоящее бедствие и чудовищную волокиту превращается спил аварийных деревьев. То председатель КСК говорит, что дерево не на нашей территории, что «это не наша компетенция, обращайтесь в «Зеленстрой», то «не хватает кадров и техники» – причина всегда найдётся. Один известный в Уральске человек годами просил, требовал спилить огромное дерево, растущее в паре метров от 64-го дома по проспекту Абая: оно угрожает его фундаменту, что установили работники ПКСК «Центр».

Так и не дождался заявитель спецбригаду коммунальщиков – скончался. Соседи даже не пытаются довести дело до сноса дерева: это, говорят они, бесполезно и хлопотно, авось, всё обойдётся…

А вот совершенно дикий случай начала нулевых. Планёрка акима города, на которой довелось побывать автору этих строк, прервалась, едва начавшись: поступило срочное сообщение и сносе порывом ветра абсолютно новой крыши торгового дома «Достык» возле тогдашнего ЗКГУ им. М. Утемисова. Когда мы туда приехали, увидели заваленный обломками проспект. Обошлось без жертв.

Уральск вообще плохо закрепляется. Даже при небольших порывах ветра громко хлопают листы обшивки на крышах жилых домов, не давая людям спать. Срываются баннеры, падают рекламные щиты.

Примером вопиющей расхлябанности и разгильдяйства стало падение портального крана на втором грузовом причале около ТЭЦ 15 июля 1993 года в результате ночного урагана. Массивную конструкцию толком не закрепили, кран покатился по рельсам и со всего маху рухнул на берег, едва не повредив ЛЭП.

Казалось, такие происшествия должны хоть чему-то научить, но сегодня о них мало кто помнит. Мы продолжаем надеяться на счастливый случай. И вот результат. На пересечении улицы Курмангазы и проспекта Абая фонарный столб упал на иномарку, почему-то припаркованную не возле бывшего общежития фабрики «Диана», а рядом с подземным переходом. Крыша авто почти всмятку, хорошо, что в машине никого не было.

Уральские балконы – отдельная тема. Надзора за ним практически нет. Пока владелец жилья не обратится с заявлением о ремонте или сносе, никто не будет беспокоиться. Между тем балконы вторых этажей в нашем городе уже падали. А на улице Молдагуловой до сих пор торчит в старой двухэтажке плита – остаток снесённого балкона. Надо бы плиту убрать – ветхая конструкция опасно наклонилась над тротуаром и может упасть на прохожих.

– Мы живём на пятом этаже, балкон был открыт всем ветрам, дождям и начал разрушаться, – рассказывает владелец квартиры 64 дома по проспекту Абая. – Мы обратились в ПКСК «Центр», приходили рабочие, цементировали, потом я цементировал сам – никакого толку. Пришлось взять кредит в банке, обратиться в специализированную фирму и застеклить балкон по все правилам. Рабочие сказали: протянули бы с ремонтом ещё пару месяцев – балкон бы рухнул.

Лет 10 назад в горакимате планировали подсчитать количество аварийных балконов, «принять меры», но такой балконно-аварийный запал быстро улетучился.

Давно набила оскомину тема лихачества велосипедистов на тротуарах. Велодорожек для них не создают, а ездить хочется. Пешеходы сначала возмущались: не дай Бог,ребёнка или женщину с младенцем собьют! А потом и рукой махнули. Даже жалеют велосипедистов: ох, и тяжко им приходится… Теперь к велошумахерам добавились электросамокатчики.

Между тем депутаты и власти Алматы недавно запретили движение электросамокатов в парках и скверах южной столицы. По тротуарам на самокатах теперь можно ездить со скоростью не более 10 километров в час. Рассматривается возможность упорядочения или ограничения движения по тротуарам велосипедистов.

А в Уральске – тишина. Неоднократно задавал вопросы о таком упорядочении нашим ответственным лицам. В ответ что-то маловразумительное. Одно лишь понятно: в старой части Уральска тесновато, здесь трудно оборудовать велодорожки на проезжей части. А вот в новых микрорайонах попросторнее, там велодорожки и нужно создавать.

Здравая мысль. Ещё лучше, если это будут делать не потом, «как получится», а заложить такие работы в проект, в Генплан. Иначе толку не будет.

Ещё один бич Уральска – движение автотранспорта, в том числе сквозное, через дворы. Одну пенсионерку, вышедшую из подъезда 163-го дома по улице Курмангазы, сбила заехавшая во двор машина. Пришлось вызвать скорую, оказывать срочную медицинскую помощь.

Неслучайно во дворе этого и других домов появились стихийные препятствия для проезда – бетонные блоки и даже плиты. Начался раздрай: работники скорой помощи и пожарные требовали убрать барьеры, так как они мешают подъезжать к домам и спасать людей. Жильцы часто против демонтажа блоков. И такие вопросы также никто в городе не контролирует.

Возникает вопрос: что должно произойти, чтобы службы и органы наконец проняло и они начали должным образом заботиться о безопасности уральцев?

Говорят, будто в целом в нашем городе жить комфортно или комфортнее, чем раньше. Но какой может быть полноценный комфорт, если опасность людям угрожает практически повсюду, часто на ровном, что называется, месте?

Нет своих идей (или желания?) – можно перенять опыт Алматы и других городов.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top