Ах, эта свадьба
Создание новой семьи – значимое событие у любого народа. Не исключение и казахи. До сих пор при сватовстве и женитьбе они соблюдают многовековые традиции.
О судьбе своих детей родители задумывались задолго до их взросления. Поэтому молодым выбора никто не давал. Они сами искали подходящую пару. Спутника жизни для сына или дочери старались подыскивать соответствующего статуса и достатка, смотрели, чтобы в семье будущего зятя или снохи не было серьезных заболеваний, которые могут передаваться по наследству. Поэтому издревле существовало негласное правило – избегать браков между родственниками до седьмого колена. Для этого каждый казах должен был знать свою родословную – шежире.
Брачный возраст наступал, по современным понятиям, очень рано. Девочек выдавали замуж чаще всего в 13-14 лет. В этом возрасте заканчивался первый двенадцатилетний возрастной цикл – «мүшел», и девочка из возрастной группы «қыз бала» переходила в группу девушек – «қыз». Причем чем беднее была семья, тем раньше невеста попадала в дом жениха. В многодетных семьях сложно было прокормить каждого, поэтому родители стремились пораньше договориться о браке и отдать дочь в семью ее мужа. В богатых же семьях могли держать дочь под отчим кровом и до 20 лет, и даже дольше.
До церемонии свадьбы жених и невеста виделись в основном только мельком. Под присмотром бдительных тетушек будущему мужу разрешали прикоснуться к руке или к косам его суженой, а в преддверии женитьбы он мог даже провести ночь рядом с ней. Правда, для этого жених должен был задобрить родственниц девушки небольшими подарками (платки, отрезы ткани) и не позволять себе лишнего, находясь со своей избранницей. Разрешалось только разговаривать и таким образом узнавать друг друга.
К слову, женитьба у казахов была очень затратным делом. Раскошеливаться приходилось от момента сватовства и до последнего обряда, скрепляющего брак. Қалың мал (выкуп за невесту) зависел от благосостояния обеих семей. Чем богаче была невеста, тем дороже родители требовали калым за нее. Порой состоятельные родители жениха отгоняли будущим родственникам целые табуны скота. Позднее при официальном знакомстве сваты преподносили матери невесты специальный подарок – «сүт ақысы». То есть плата за материнское молоко. Без «благодарности» за дочь не оставался и отец. В свою очередь сторона, воспитавшая жениха, также не уезжала в свой аул без подарков. Каждый род старался не упасть лицом в грязь и готовить для құдалар (сватов) примерно равноценные подношения. Выдавать дочерей замуж и женить сыновей казахи старались в конце лета или ранней осенью, когда хозяйственных забот становилось меньше, а скот был достаточно жирным. По погоде в день свадьбы, кстати, судили о будущей судьбе молодой семьи: чем лучше она была, тем более счастливой прогнозировалась и семейная жизнь молодоженов. Празднества проводили сначала в ауле невесты (қыз ұзату), затем у жениха.
Историк Абдеш Толеубаев описывает интересный свадебный ритуал – расплетание косы невесты и разъединение ее на две. Удвоение девичьей косы символизировало конец одиночества и начало супружеской жизни. По одним данным, этот обряд проводился перед отправкой невесты в аул жениха, по другим – через несколько дней после жизни в новом доме. Покидая отчий дом, невеста не должна была оглядываться назад. А по приезду перед свадебным кортежем встречающая молодежь растягивала аркан и, веселясь, требовала выкуп. Аркан, особенно цветной, имел сакральное значение, переступать его было нельзя.
Белый цвет у казахов считался цветом чистоты, счастья и радости. Поэтому при сватовстве закалывали белую лошадь или белого барана, при первом визите сваты мазали свои лица мукой или мелом, саукеле шилось белого цвета, юрту для молодых (ақ отау) делали также из белой кошмы. Устанавливали ее в основном многодетные женщины. Это должно было принести счастье новобрачным. В готовую юрту первой входила невеста. Она переступала порог правой ногой и затем должна была ударить ею по левой стороне юрты. То же действие после нее проделывал жених. Это означало приобщение семьи духам предков, которые будут им покровительствовать.
Еще один обязательный обряд – отқа май тамызу. Когда молодая сноха перешагивает порог своего нового дома, она выливает в разожженный огонь немного растопленного масла, что означает «пусть в очаге не гаснет огонь». Огонь у казахов был священен.
А в доме свекра для молодой снохи готовили мягкую шкуру барана. Девушка должна была посидеть на ней, чтобы быть мягкой к своим новым родителям. Кроме того, казахи верили, что таким образом сноха будет плодовитой, а ее родовые схватки окажутся такими же мягкими, как шкура овцы.
Магия плодородия прослеживалась и в другом древнем обряде – беташар. Знакомя невесту с новыми родственниками, приглашенный певец приоткрывал ее лицо от свадебного покрывала с помощью свежей ветки плодового дерева. Позднее ее заменили на древко домбры.
Одним из ритуальных блюд для невесты и зятя была грудинка барана или другого животного. Грудинка животных, как одна из самых сочных, жирных частей туши, олицетворяла богатство, достаток и в то же время была связана с культом плодородия. В одной из казахских сказок рассказывается о горькой судьбе бездетных людей. Однажды старуха съедает грудинку лошади и беременеет. Таким образом рождается герой сказки, который получает имя Ер-тостик – «Герой-грудинка».
Желая молодым достатка и процветания, родственники проводили обряд шашу – осыпали их сладостями, орехами, куртом. После свадебного пира с невесты снимался саукеле и надевался платок. Замена головных уборов означала, что девушка теперь стала замужней женщиной.