Зависание

17 июня 2021
0
3173

Если вы вдруг застряли в лифте между этажами, самое главное – не паникуйте и не пытайтесь выбраться самостоятельно. Это опасно для жизни. Не следует также раскачивать кабину лифта или нажимать на все кнопки подряд, достаточно нажать на кнопку вызова. И поступит сигнал, который обязательно увидит лифтер. Если данная кнопка не работает, нужно позвонить по мобильному телефону компании, обслуживающей лифт, и операция по спасению начнется. Об этом рассказала руководитель компании «Лифт-монтажстрой» Марина Бисеновна Утемисова.

 

– Марина Бисеновна, как проходит «операция» по высвобождению?

– Сначала лифтер определит, на каком этаже застрял лифт, потом убедится, что в лифте кто-то есть. Затем поднимется на самый верх, в машинное отделение, и отключит питание. В этот момент тот кто застрял, должен сохранять самообладание, ведь если свет погас, то это значит, что до спасения осталось чуть-чуть. Далее при помощи специального штурвала специалисты опускают или поднимают лифт до нужного положения в шахте. Специальным ключом открывают первые двери и фиксируют их распоркой. После чего снимают фиксирующую пружину, и пленник на свободе. В среднем на это уходит около 45 минут.

– Как Вы пришли в эту сферу обслуживания?

– По профессии я бухгалтер. С 2003 года стала работать в организации «Уральсклифт», отсюда все и началось. Вникла, изучила весь технический процесс. В 2011 году открыла свою компанию «Лифт-монтажстрой», набрала команду специалистов. Сейчас работают около 15 человек, только профессионалы, специалисты, которые прошли обучение. К сожалению, учебных центров, занимающихся именно подготовкой технических работников, обслуживающих лифты, в Казахстане нет, нет их и на территории всего постсоветского пространства. А когда-то ПТУ в Москве, при Карачаровском механическом заводе, набирало учеников, будущих лифтеров. Поэтому кадры мы готовим сами, опытные мастера обучают новичков. В самом начале главным инженером был Александр Цагельников, с которым и начинали работу, сейчас он уже на пенсии, но его дело продолжил сын Виктор Александрович. Он такой же профессионал своего дела. Павел Макаров обслуживает лифты. Он занимался монтажом, теперь и установкой. В настоящее время у нас на обслуживании находится около 100 многоэтажных домов, есть новые. Наша компания устанавливала лифты в центре культуры и искусства имени Кадыра Мырза Али, в ЗАГСе, НИШ, многопрофильной больнице. В новом Дворце культуры мы уже закончили работу. Самый первый лифт установили в детском саде в поселке Подстепное, он был небольших размеров. Это заказ дал старт нашей деятельности. Но до этого пришлось много ходить по строительным организациям, предлагать свои услуги.

– Сколько в городе компаний, занимающихся установкой и ремонтов лифтов?

– Насколько я знаю, 3-4 компании. Сказать точно, сколько лифтов в городе, не смогу, но думаю, что около 400. Их становится больше, так как город интенсивно строится, появляются целые микрорайоны высотных домов. Но все-же большая часть лифтов – наследство советских времен, требующих ремонта, а лучше – замены. И работа в этом направлении ведется, реализуется программа модернизации по замене механизмов. Для этого жильцы должны подать заявку, государство выделит деньги на новый лифт и его установку. В течение 8 лет долг, поделенный между жильцами, нужно вернуть. Заявки поступают, так как все понимают, что это безопасность, и относиться халатно к этому нельзя, иначе может случиться трагедия.

– Сколько стоит лифт?

– Все зависит от его параметров – размера шахты, высоты, длины направляющего металла. Средняя отпускная заводская стоимость – 5 млн. 480 тыс. тенге. Выпускает модель белорусская фирма «Могилевлифтмарш». 2,5 млн. тенге уходит на установку. Но нужно покупать еще детали, которые совсем недешевые. Мы занимаемся ремонтом, установкой, обслуживанием, экспертизой лифтов. Обслуживание никогда не было прибыльным делом. Опять же в советское время оно считалось планово-убыточным предприятием. Но если раньше выделялись деньги организацией, на чьем балансе стоял дом, теперь все проблемы вынуждены решать сами жильцы. Например, вот на столе лежит процессор, то есть «мозг» лифта, мы его только сейчас сняли. Люди уже звонят, когда же лифт будет работать. На их плечи лягут все расходы. Вот процессор вышел из строя, специалист проведет расшифровку ошибок и каждую будет исправлять.

– А какая может быть ошибка?

– Их много. Допустим, держали долго дверь. Или нажимали на все кнопки подряд, а может быть, прыгали в лифте. У нас был случай под Новый год, парни стали бороться в лифте. Он стал раскачиваться, а затем остановился, в диспетчерскую потупил сигнал, специалист отправился на место. А жители жалуются на лифт: он плохой, то и дело выходит из строя. Объясняем: наоборот, хороший, в нужный момент срабатывает его защита. Еще одно грубое нарушение правил – взрослые сажают в лифт детей дошкольного или младшего школьного возраста, без сопровождения. Наверху мама проводила малыша в лифт, папа внизу должен встретить. Они не думают, что лифт может застрять. В первую очередь отреагирует на сбой в подаче электропитания. Простое замыкание, и отключился.

– Почему в многоэтажных общежитиях нет лифтов?

– Я не знаю, тут все зависит от жильцов. Им объясняют, что есть такая программа модернизации, но это их личное желание ставить лифт или нет. Когда-то там они были, но пришли в негодность. В других же домах по программе модернизации лифты устанавливаются. Последний раз мы работали в доме по адресу Строителей, 2/1. Ожидаем финансирование дома по адресу Евразия, 196/1, Строителей, 29/1, документы уже готовы. В последнем доме лифт работает, но срок эксплуатации 25 лет. По законодательству его можно продлевать три раза по три года, то есть добавить еще 9 лет. Однако не стоит рисковать. Хотя есть лифты, которым больше 25 лет, они работают за счет стараний механиков, их заботы. Многое зависит от отношения к нему самих жильцов. Например, в арендных домах их не берегут, были случаи вандализма – бьют зеркала, отрывают ручки, поджигают кнопки и так далее. Винят молодежь, но, по-моему, сами взрослые иногда портят имущество.

В Казахстане около 24 тысяч лифтов. Три четверти из них в нормальном состоянии. Остальные нужно или ремонтировать или заменять. Какой лифт установить, решают сами жильцы, но дешевле 8 млн. тенге эта роскошь вряд ли обойдется. Стоимость белорусских лифтов около 6 млн. тенге, китайские дороже в два раза. Дорожную карту лифтового хозяйства только разрабатывают, надзор за пассажирскими подъемниками, скорее всего, поручат госструктурам. Еще хотят ввести аттестацию специалистов частных компаний, которые обслуживают лифты. По данным отдела ЖКХ Уральска, в городе в 2019 году было 407 лифтов (из них 390 пассажирских и 17 грузовых). В рабочем состоянии находилось 238 пассажирских лифтов, еще 132 эксплуатировалось с истекшим сроком службы и 20 не работало. С 2011 года обслуживание лифтового хозяйства передано в конкурентную среду – им занимаются частные компании.

Несмотря на то, что треть лифтов в городе нуждается в замене, всего 10-15% уральцев готовы участвовать в программе модернизации.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top