Вспомнить все

22 ноября 2018
0
2254

Среди разнообразных видов декоративно-прикладного творчества казахов валяние войлока занимает ведущее место. Это искусство одновременно относилось и к домашнему промыслу, и к художественным ремеслам, поскольку войлочные полотна, несмотря на свою простоту, оставлялись мастерами и на международные рынки.

Войлок – важная часть жизни казахов, поскольку он служил для степняков и одеждой, и постелью, и основным покрытием каркаса юрты. По цвету и качеству материала можно было определить благополучие семьи. У состоятельных людей юрта обычно покрывалась войлоком белого цвета.

Изготавливался войлок вручную. По традиции для этого дела собирались женщины, родственницы и соседки. Для них было целое событие, поскольку в это время хозяйки могли отвлечься от наскучивших домашних дел. За работой общались и пели, а в перерывах пили чай. Хозяйка, которой помогали, накрывала щедрый дастархан.

Но все начиналось за много месяцев до этого – с заготовки шерсти. Обычно бралась шерсть осенней стрижки – куземжун. Из нее выбивали грязь и сор, тщательно промывали в воде, сушили. Этот процесс повторялся несколько раз. Когда последняя влага испарялась, раскладывали толстым слоем и взбивали прутьями из тальника. Это делало шерсть воздушной. Так как делались узоры, то нужна была шерсть разных цветов. Красителей в то время, конечно, не было никаких, и вместо краски шли листья, корни и кора растений. Для того, чтобы закрепить цвет, в краситель добавляли много соли.

Валяние войлока – долгий и трудоемкий процесс. Все выполнялось женщинами вручную, так что в ходу были и локти, и руки, и колени.

Уже готовый ковер обычно посыпали пшеницей и над ним высказывали пожелания добра, изобилия, долголетия и здоровья. В конце всех дел хозяйка в знак благодарности одаривала своих помощниц символическими подарками, обязательно вручала клочок шерсти, иголку с ниткой. Чтобы в следующий раз по этому поводу собирались уже у них в доме.

Войлочный ковер для казахов имел магическое значение. Большую силу придавали белому цвету. На него ставили колыбель, куда в первый раз укладывали новорожденного. Это тоже было добрым пожеланием достатка и благополучия в его дальнейшей жизни.

Значим был и символический орнамент. Он обозначал солнце, луну, звезды, животных, растения. В общем все, что окружало людей.

Сегодня войлок снова в моде. Его используют ведущие дизайнеры и кутюрье. Мы снова вернулись к незаслуженно забытому искусству. По крупицам восстанавливаются знания, которыми обладали наши предки.

Но у современных мастеров есть уже и свои хитрости. Они комбинируют шерсть с шелком, хлопком и другими тканями. Изделия от этого только выигрывают. Шелк и шерсть легко соединяются. В результате получаются очень изящные, красивые изделия – одежда, шарфы, различные украшения.

Преподаватель средней школы в поселке Серебряково Айгуль Калыковна Калыкова на уроках художественного творчества преподает народное декоративно-прикладное искусство. Одно из направлений – войлоковаляние. Ребята настолько увлечены этим занятием, что дополнительно посещают и кружок. Записались не только девочки, но и мальчики. Под руководством наставника день ото дня совершенствуют мастерство. Есть и те, кто добился особенных успехов. Лучшие работы участвуют в республиканских и даже международных выставках, конкурсах декоративно-прикладного искусства. Бывшая ученица Риана Нурбулатова стала победительницей международного конкурса. Вместе с Айгуль Калыковной они представили на конкурс сувенирную национальную посуду, выполненную в технике войлок. На жюри необычная утварь произвела особое впечатление.

Айгуль Калыковна проводит мастер-классы для педагогов художественного творчества. Но продолжает учиться сама.

Не так давно она стала обладательницей главного приза на городском конкурсе среди учителей, в этой же технике. Своими руками сотворила камзол.

Риана после окончания 9 класса поступила в колледж учиться на портниху. Еще одна ученица Айслу Имангазиева после окончания 11 класса также выбрала эту профессию. Девочки признаются, Айгуль Калыковна привила им любовь к шитью и в целом к рукоделию.

В прежние времена каждая девушка должна была уметь рукодельничать, иначе ее просто никто бы не взял замуж. С самых ранних лет девочке вручали иголку с ниткой, и она пробовала делать первые стежки. Айгуль вспоминает, как всему ее учила мама, которая была искусной мастерицей, хотя и самоучкой.

– Мне было лет семь, когда я начала шить вместе с ней, сначала одежду для кукол. Повзрослев, сшила себе сарафан и с гордостью его носила. После окончания школы захотела поступить на закройщицу, но мне объяснили – сначала выучись на портниху.

После окончания колледжа не пошла в ателье или в пошивочный цех, а выбрала школу, стала учителем труда.

– Сегодня небывалый интерес к старине, – говорит она. – В моде ручная работа в национальном стиле, даже школьная программа предполагает изучение древних ремесел. В пятом классе девочки изучают классификацию швейного изделия, а также элементы национальной одежды. В шестом – изготавливают игрушки с национальным рисунком. На протяжении всех лет до окончания школы постигают эту непростую науку, оттачивают мастерство.

Ришат Аскарович Надыргожин в СОШ № 2 ведет необычный кружок – резьба по кости. В ход идут в основном кости баранов (чаще всего лопатки) и рога крупного рогатого скота. Работа, можно сказать, ювелирная: одно неловкое движение, и выпиленная в тонкую ниточку деталь может просто отломиться.

Диву даешься, откуда у мастеров столько фантазии, а главное – терпения творить это чудо.

Кружок посещают около 10 ребят, но учитель будет рад пополнению.

– Резьба – это, наверное, самый древний вид искусства. Человек пожарил на огне мясо, поел и заскучал. Потом взял кость, какой-то острый камень и начал работу. Вот оно, начало эволюции, – говорит учитель.

Изделия из кости, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов из-за качества и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит работа и аккуратнее выполнены мелкие детали, тем дороже резьба.

У казахов это ремесло на особом счету, ведь костью украшали и дорогие вещи, например, седла, сундуки, мебель. И тогда цена в несколько раз возрастала.

Мальчишки хотят достичь высоких результатов. У них это наверняка получится, потому что уже сейчас их работы признают.

Совсем недавно получили гран-при – на конкурсе в Талдыкоргане.

Мастера по дереву также ценились. Ну, кто еще, как не они, сделает красивый сундук для приданого, украсит его резьбой! А сколько в быту нужных, деревянных вещей, без которых никак не обойтись. Та же посуда, колыбель, кровать. Большого выбора дерева в степи не было, так что умельцы обходились тем, что есть. В основном это был карагач.

На своих уроках в школе № 22 преподаватель по художественному труду Батырбек Садырович Джуматов обучает ребят обращаться с деревом. Работают в основном с фанерой, делают шкатулки, вырезают фигуры, выпиливают сложный национальный орнамент. Но бывают и куски дерева.

– Мальчишкам нравится это занятие. Даже услышав звонок, не торопятся покидать класс, каждому хочется доделать начатое, – говорит учитель.

Он рассказывает историю обработки дерева казахами, демонстрирует простые инструменты, с которыми работали в старину мастера. Мужчина должен уметь обращаться с деревом, считает педагог, хотя бы потому, что это лишняя возможность заработать. Красивая вещь из натурального материала всегда в цене.

И сами ученики, и их преподаватель неоднократно участвовали в различных областных и республиканских конкурсах, занимали призовые места. Одна из работ – символ Независимости Золотой человек на крылатом барсе – получила гран-при.

Но все педагоги, с кем мне пришлось общаться, уверили, что дело не в призовых местах и грамотах, главное – возрождается национальное прикладное искусство.

Фото из архивов школ и Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top