Время уральского рока

14 марта 2019
0
1685

(Продолжение. Начало в № 9, 10)

Группа «Субмарина» выступала в городских кинотеатрах, учебных заведениях, Доме пионеров, воинской части, турбазе, пригородных посёлках. Активно участвовала в рок-фестивалях в Уральске, Целинограде, Гурьеве («Тенгиз встречает друзей»). Группа играла софт-рок (мягкий рок), основу её репертуара составили песни Юрия Ланцева. «Субмарина», одна из лучших казахстанских рок-команд, по праву вошла в солидное издание известного музыковеда, рок-критика Артёма Троицкого «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии» (1990).

Группа "Субмарина" (слева направо): Евгений Бурый, Ринат Амиров, Юрий Ланцев, Юрий Ремезов, Олег Десятериков

Святая к музыке любовь

После распада «Субмарины» в клубе «Романтик» (ныне здесь центр «Жас ұрпақ») у Юрия Ланцева начала действовать студия «Жёлтая субмарина» с бас-гитаристом Юрием Севрюгиным и клавишником Сергеем Петросяном. В 1990-е здесь часто собиралась практически вся уральская рок-тусовка, ребята играли, общались.

Во многом благодаря «Жёлтой субмарине» и, конечно, инициативе Игоря Панова, в городе была создана репетиционная база. Собственно же рок-клуб базировался в ДК завода имени К. Ворошилова у Панова.

Клуб не имел официальной вывески с названием и постоянного помещения, как в Питере и других городах. В Уральске в далеко не простые времена образовалось СООБЩЕСТВО рок-музыкантов, объединённых любовью к новой музыке и горячим стремлением реализовать себя в ней – вот что стало главным!

Была также в Уральске рок-команда под руководством клавишника Дмитрия Кириллова. Известно о ней мало. В группе, которая не выступала, а практически всё время проводила в студии, вместе с Кирилловым играли арт-рок Сергей Осипов и Алексей Козырев.

Известностью в Уральске также пользовался ансамбль Михаила Пшеничного. В нём, кроме самого Михаила, выступали Анатолий Скориков, Олег Талецкий (оба – клавишные), Кариинов, Юрий Берёзкин (оба – ударные), Олег Гальчанский, Владимир Петров, Данилов. Правда, к року группа не имела прямого отношения: выступала она на свадьбах, исполняя, в основном, популярную музыку.

В середине и конце 1980-х «Ключи», на которых равнялись, у которых учились, и многие другие исполнители старой школы повзрослели, остепенились, больше внимания уделяли своей непосредственной работе. Приходилось в прямом смысле слова подумать о хлебе насущном: времена наступили сложные, противоречивые. Словом, перестройка…

Ушли в прошлое худсоветы, никто на официальном уровне рок не преследовал. Но проблем от этого не уменьшилось. Общей бедой уральских рокеров было отсутствие хорошей аппаратуры и места для репетиций. Вот что сказал в интервью автору этих строк лидер группы «Воронья слободка» Андрей Клоков:

«Договоришься с кем-нибудь о репетиции, приходишь, а тебе говорят: завтра ищи другое место… Лишь лидер «Субмарины» Юрий Ланцев имеет свою студию, да группа «Эфа» базируется на заводе «Омега». Остальные собираются кто где, случается и в подвалах. Есть некоторая надежда на контакты с российскими самодеятельными рок-музыкантами. Имею в виду саратовскую группу «Иуда Головлёв». Но эти контакты могут быть только творческими: аппаратуры сейчас полно, а вот цены астрономические. Наши саратовские друзья вряд ли поделятся с нами хорошей аппаратурой (Газета «Пульс», № 21 от 24 мая 1992 года).

В таких условиях очень помогали молодым музыкантам их старшие товарищи. Такие как сам Ланцев, в студии которого репетировали другие группы. Как Игорь Панов, автор актуального социального альбома «Перекопанный город» (альбом, очень смелый по тем временам, изъяли органы госбезопасности).

О Панове с теплотой отзывается ныне известный в Приуралье человек, начинавший свой путь в музыке как рок-исполнитель. Это ассоциированный профессор ЗКГУ им. М. Утемисова, член Союза композиторов РК, лауреат республиканских и международных конкурсов Максим Попов.

«В 1985-м мы создали нашу группу «Палата № 6», а затем пришли к Игорю Панову в тогдашний ДК завода им. К. Ворошилова на прослушивание, – вспоминает М. Попов. – Нас приняли, оценили. Творческая атмосфера тогда царила приподнятая, ведь планировался первый городской рок-фестиваль, который проводил горком комсомола под руководством Николая Стельмаха».

И закрутил нас фестиваль

Сегодня никто не может толком сказать, сколько же в Уральске прошло таких фестивалей. Одни говорят, что три, другие – четыре, а кое-кто – даже пять. Ну, прямо сбились ребята со счёта! С нумерацией, дай Бог, разберёмся, но не это главное. А то, что рок выходил из подполья.

Открытие первого фестиваля надолго запомнилось всем, пришедшим в концертный зал ДК
завода машиностроителей. В зале погас свет, на экране появились слайды с изображением групп «Led Zeppelin», «Yes», «King Crimson» и других. Это было невероятно! Затем на сцену вышла «Субмарина»…

Как тут не вспомнить слова из композиции группы «Гражданская оборона» под показательным названием «Рок-н-ролльный фронт»: «Мы спускаемся в подвалы, мы уходим на подпольные планы, мы подаёмся в нелегалы…» Пришло другое время, уральский рок тоже выходил из этих самых подвалов.

Максим Попов в молодостиВ следующем рок-фестивале, прошедшем в ДК машиностроителей 27-29 апреля 1990 года, кроме «Субмарины» приняли участие группы «Иисус Христос», «Фонхард», «Слияние», «Палата № 6», «Воронья слободка», «Диапазон 20Х20», «Добрый вечер», «Чёрный кот» и другие. Одним из членов жюри был известный журналист, большой любитель музыки, будущий редактор «Пульса» Михаил Никитин.

Огромную помощь в организации фестиваля оказали спонсоры: опытно-экспериментальный завод металлоизделий, кооперативы «Форус» и «Консультант». Призы для участников учредил комитет комсомола завода имени К. Ворошилова.

Победителем фестиваля стала «Воронья слободка», второй – «Субмарина», третьей – группа «Иисус Христос».

Юрий Ланцев удостоен специального приза за лучшую музыку, он выделялся среди других участников как автор композиций и как музыкант. Призы за лучшее исполнение на соло- и бас-гитарах вручены соответственно Сергею Победимову и Александру Лаптеву из группы «Иисус Христос»; лучшему клавишнику – Алексею Гунову («Добрый вечер») и ударнику «Фонхарда» Александру Полякову.

Позже Михаил Никитин отметил в газете «Приуралье» «виртуозные соло гитариста «Палаты № 6» Максима Попова, исполненные на высоком профессиональном уровне». Энтузиазма, стремления показать себя хватало, но в целом средний уровень участников первого уральского рок-фестиваля оказался невысоким. Гости, самарская группа «Гаврош», это наглядно подтвердила, показав более высокий уровень владения инструментами и вокалом.

Как бы чего не вышло

Первые рок-фестивали всколыхнули уральскую рок-тусовку, пробудили интерес к уральским рокерам со стороны госорганов и некоторых организаций. Организаторами очередного городского рок-фестиваля (май 1991 года, площадь В.И. Ленина, ныне площадь Абая) выступили уральский рок-клуб, горком комсомола, Фонд молодёжного творчества, центр «Инициатива» и ПО «Фармация».

В фестивале, прошедшем под девизом «Рок – малоимущим», участвовали команды «Субмарина» (без Юрия Ланцева), «Эфа» со своим лидером, автором песен Алексеем Чуваевым, «Воронья слободка», «Палата № 6», «Родительский день», «Группа Б», открывшая фестиваль «Джоконда» из 1-й школы… В качестве гостей выступила группа из Самары с умопомрачительным названием – «Вой».

«Субмарина» без своего лидера выступила достойно. «Эфа» исполнила как лирические, так и гражданского звучания вещи: «Осень», «Мать афганца», «Я хочу дождаться зимы». Фестиваль набрал хороший ход, публика всё подходила и подходила, как вдруг милиция в свете только что загоревшихся фонарей потребовала сворачивать мероприятие: мол, ваше время вышло, уже поздно и вообще как бы чего не вышло…

«Воронья слободка» успела спеть только одну песню. А ожидавшаяся с большим интересом группа «Клан», на ударных в которой играл будущий уральский фотожурналист Георгий Семёнов, вообще не вышла на сцену. В то время скомканные, а то и вообще отменённые по команде «сверху» рок-концерты, фестивали были нормой. Уральские рокеры, их поклонники, конечно, расстроились, но сделали то, что должны сделать, исходя из проповедуемых ими со сцены идеалов добра и справедливости.

Дело в том, что лучшим группам фестиваля предполагалось вручить ценные призы. Но участники решили все призы выставить на продажу с аукциона, а деньги перечислить на счёт акции «Рок – малоимущим».

Фестивали, концерты уже не редкость, причём некоторые учреждения культуры всё чаще идут навстречу уральским рок-группам. Например, драмтеатр имени А. Н. Островского предоставил свой зал, один из лучших в Уральске, для проведения очередного городского рок-мероприятия. Случалось, во время выступления гас свет (в то время практиковались так называемые «веерные отключения»), технические огрехи с аппаратурой, но это не могло испортить общей
атмосферы большого праздника рока.

На других рок-фестивалях выступало много новых групп, в том числе «Клан», «Фарсайд», «Карма»… Последняя запомнилась раскованностью, непосредственностью поведения, своей динамичной музыкой, заведя зал с пол-оборота.

(Продолжение следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top