Время уральского рока

7 марта 2019
0
133

(Продолжение. Начало в № 9)

«Мы думали, так будет всегда. Изобретали рифмы, ритмы, рифы. До утра слагали тексты и, конечно, были уверены в их нетленности, даже при условии их некондиции. Праздник каждый день! Мистический восторг правил каждым. Самопальные стратокастеры служили проводниками в иную реальность. Выступление на сцене – священное действо, вызов притяжению земли и аморфности. По наивности не делали аудиозаписей своих сейшенов, не проводили эпатажных фотосессий, да и вообще не осталось никаких материалов, засвидетельствовавших нашу рок-миссию на планете, разве что только нас самих – поколения романтиков исчезающего феномена. Думали – успеем. Ведь завтра всё должно было повториться…»

ВИА "Ключи"

Эти берущие за душу, во многом показательные строки много лет спустя напишет в предисловии к сборнику своих стихов ассоциированный профессор ЗКГУ им. М. Утемисова, член Союза композиторов Казахстана Максим Попов. И неспроста! Свой творческий путь Максим Михайлович начинал там, в рок-самодеятельности, «уральском андеграунде». Он часто вспоминает то время, потому что ему и его старшим товарищам действительно есть что вспомнить. А кое-что из материалов, фотографий и даже записей всё-таки уцелело.

Ключи к сердцу и душе

В 1970-е рок-н-ролл получает в Уральске постоянную прописку. При этом он выгодно отличался от многих других казахстанских регионов своим более серьёзным, не побоюсь этого слова – философским отношением к действительности. Наши рокеры успевали и на танцах играть, «сдирая» западные хиты (а кто тогда этого не делал?!), и пытались сочинять что-то своё.

Удивляться всему этому не приходится. Уральск – город необычный и в прежние времена и в нынешнем Казахстане, имеет богатейшие культурные традиции, которые складывались десятилетиями.

В годы Великой Отечественной войны к нам приехали представители ленинградской интеллигенции. В Уральске, на перекрёстке эпох и путей, формировался тот достаточно высокий уровень культуры, искусства, который определял и определяет сегодня облик города. Не случайно и наша молодёжь впитывала эти культурные традиции, которые задавали некую планку даже в таком, казалось, «несерьёзном» виде творчества как эстрада, «лёгкая музыка».

Яркий тому пример – одна из самых известных групп Уральска не только 1970-х годов, но и за всю историю местного рока – «Ключи». Юрий Ланцев, Владимир Бычков, Максим Попов и другие ветераны уральского рока отзываются о её творчестве с большим уважением.

«Ключи» часто играли на танцах в парке им. С.М. Кирова, в ДК мелькрупкомбината, затем базировались в Затоне им. В.И. Чапаева. Да, это не музыка бунта, но в лирической теме, вечной и, казалось, избитой, нужно было найти свои текстовые и музыкальные интонации да ещё исполнить это на, мягко говоря, неважной аппаратуре.

К этому стремились музыканты, выступавшие в разные годы в составе «Ключей»: гитаристы Сергей Легостаев, Николай Питерсков, Александр Легостаев (бас-гитара), Владимир Мишаков (клавишные), ударники Николай Вагнер, Сергей Петров (он закончил отделение духовых инструментов Уральского музыкального училища, исполнял в группе вокальные партии). Сотрудничал с группой вокалист и гитарист Валерий Бакин. Солистом «Ключей» был гитарист Василий Уколов. Он писал тексты, а музыку – Питерсков. Песни для той поры получались достаточно хорошие.

– «Ключи», когда я впервые их услышал и увидел в ДК МКК, поразили хорошим по тем временам звучанием, – вспоминает Владимир Бычков. – И в этом им помог Вагнер, который на базе тогдашних «Электронов» делал вполне приличную аппаратуру.

Добрые, лиричные песни «Ключей» («Ты придёшь», «Моя душа» и другие) – это типичный софт-рок («мягкий рок», поп-рок) в стиле группы Стаса Намина «Цветы». В отдельных вещах слышен характерный для 1960-х гитарный саунд в духе инструментальных композиций «Весёлых ребят» и «Поющих гитар».

Музыка «Ключей» оказалась в известном смысле универсальной: она годилась не только для танцев, но и для души. Уколов, кстати, человек рабочий (трудился в «Водоканале»), писал и песни-размышления: «Когда мне будет 60, но доживу ли я до этого?..», «Сколько в жизни надо успеть!..»

Надо «завести» пришедшую на танцы молодёжь? Пожалуйста! Звучат забойные хиты из репертуара «UriahHeep» с русскими текстами Питерскова. Пора покружиться в медленном танце – исполняются свои песни. «Ключи» очень любила уральская молодёжь и не только за их музыку, но и за душевную теплоту, искренность самовыражения. Они – свои парни, они действительно нашли ключи к сердцам своих поклонников. Достигалось взаимное доверие, духовное единство исполнителя и слушателя – редко кому из исполнителей в глубинке такое удаётся!

Выступали «Ключи» до середины 1980-х, пока не началось победное шествие по Уральску дискотек. Наступала эпоха стилей диско, электро-поп, на большой сцене начинался шоу-бизнес.

Это был процесс объективный, во многом прогнозируемый. Тем не менее, уральский рок уже имел основу, традиции, заложенные в те же 1970-е. Причём немало участников рок-групп имели музыкальное образование.

«Школьные годы» чудесные

В ДК завода им. К. Ворошилова базировалась группа в составе: Андрей Траутвейн, Владимир Бычков (оба – вокал), Виктор Гребнев (бас-гитара), Николай Горелов (клавишные), Эдвин Даманский (саксофон), Виктор Гаранин (труба), Николай Паксютов (ударные), Дмитрий Комченко (оператор аппаратуры, тоже музыкант, играл на альт-саксофоне), Вячеслав Тимошенко…

Позже, в 1978 году, Бычков и Паксютов перешли в ДК железнодорожников, в группу «Возрождение». Соло-гитаристом в ней был Александр Михайлов, железнодорожник, приехавший в Уральск из Украинской ССР; бас-гитаристом – Алексей Брындин, солисткой – Марина Асерчева (сейчас работает в Уральском музыкальном колледже), клавишником – Сергей Малиманов, начинавший также на бас-гитаре.

На смену покинувшим ансамбль Михайлову и Асерчевой пришёл Аркадий Ланге – дирижёр-хоровик с консерваторским образованием, – и гитарист из Караганды Николай Анцев. Он закончил музыкальную школу, работал в Карагандинской филармонии, выступал в местных ВИА. Выпускник 17-й школы (пел в ВИА «Школьные годы»), а затем спортфака Уральского пединститута им. А.С. Пушкина Владимир Бычков, кстати, также закончил Уральское музыкальное училище по классу вокала. Перед этим Владимир занимался вокалом в студии «Арман» у педагога Александры Ивановны Макшаевой.

ВИА Уральского музыкального колледжа

И таких уже опытных и образованных музыкантов в Уральске становится всё больше. Причём провести чёткую грань между роком и музыкой вокально-инструментальных ансамблей было трудно. Западные хиты, в основном в стиле хард-рок, многие музыканты «снимали» на слух. Собственные их песни больше ориентировались на массового слушателя. Собственно рок-группы появятся в Уральске позже.

О высоком для провинциальных музыкантов уровне уральских групп свидетельствует такой показательный пример. У нас появился ещё один ансамбль «Школьные годы», но играл он не что-нибудь, а джаз-рок! В масштабах Советского Союза в таком стиле выступал легендарный «Арсенал» Алексея Козлова и ещё несколько составов, а тут джаз-рок в глубинке!

Состав группы «Школьные годы»: Виктор Червов (бас-гитара), Александр Онуфриев (клавишные), Сергей Голованов (саксофон), Алексей Кондаков (труба, закончил музыкальное училище по классу трубы, ныне покойный), Александр Алексеев (тромбон), Альберт Глинский, Валерий Полубабкин.

«Тени» не исчезают в полдень

В середине 1970-х в общежитии «Уральскпромстроя» начал репетировать вокально-инструментальный ансамбль «Тени» в составе: Юрий Ланцев (гитара, вокал), Евгений Калинкин (бас-гитара, основной вокалист) и Михаил Русаковский (клавишные, будущий уральский тележурналист, ныне проживает в Германии), Ринат Амиров (ударные). Ланцев, Калинкин и Амиров учились в 17-й школе. В некоторых выступлениях ансамбля также участвовал гитарист Александр Лукьянов, уехавший позже в Минск. «Тени» исполняли песни Ю. Ланцева, а также играли на танцах в общежитии «Уральскпромстроя» и других районах города.

Ребята одними из первых в Уральске начали использовать на своих концертах спецэффекты. Например, во время выступления в кинотеатре «Мир» для создания дымовой завесы в ход пошёл хлористый аммоний.

Играли «Тени» и в уральской воинской части, где служил их вокалист и гитарист Евгений. Особым успехом пользовалась оригинальная композиция «Прапорщик Калинкин», так что юмора «Теням» было не занимать…

Просуществовала группа недолго: вскоре её участники закончили школу, поступили в учебные заведения, Калинкин переехал в Энгельс. Записи «Теней» не сохранились.

В 2003 году Ланцев, Калинкин и Амиров в студии Юрия записали старые песни из репертуара той поры: «Волшебник Изумрудного города», «Город спит…» и другие. Так что «Тени», образно выражаясь, в полдень не исчезли и вошли в историю уральского рока.

В 1985 году на базе клуба «Романтик», заведующим которого работал Юрий Ланцев, возникла группа «Субмарина». Юрий, закончивший к тому времени истфак Уральского пединститута им. А.С. Пушкина, уже писал свои песни в духе «Машины времени» и «Воскресенья». Одни из самых известных – «Начну с нуля», «Япония», «Это не моя весна». Кроме Ланцева, в «Субмарине» в разные годы выступали гитаристы Андрей Маштаков, Евгений Бурый, бас-гитарист Юрий Ремезов, клавишники Алексей Козырев и Владимир Жаров (также играл на кларнете), саксофонист и клавишник Олег Десятериков (известен в Уральске под «народным псевдонимом» Кунцман), ударники Альфред Мулюков, Ринат Амиров и Олег Хохлов.

(Окончание следует)

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top