Возвращаясь к истокам

29 августа 2019
0
2705

Художники-декораторы Тогжан Бабиева и Салтанат Куспаева продолжают совершенствовать мастерство и организовывать выставки своих работ. Совсем недавно открыли небольшую галерею, где представлено их творчество. Художницы над темой «Рухани жаңғыру» трудятся несколько лет. Пропагандируют национальную культуру и уважение к традициям. Девушки уверены, воспитывать в молодом поколении любовь к родине и истории только словами не получится, все должно быть наглядно и идти от семьи.

– У нас много работ, посвященных семейным ценностям, институту семьи, – рассказывает Тогжан. – Если быть точнее, мы отображаем традиции казахского народа – беташар, бата беру, бесікке салу. Посмотрев картины, даже незнающий человек поймет, какие именно обычаи есть у казахов и для чего они придуманы. Некоторые образы в панно очень символичны. Каждый символ можно расшифровать. Тотемные знаки в казахском рукоделии встречаются повсюду, особенно в женских ювелирных украшениях. Вы знаете, что такое бес білезік, тұмар, құдағи жүзік и т.д.? А ведь это зашифрованная информация, благодаря которой можно многое понять. Из какого рода девушка, ее возраст, замужем или нет. В своих работах мы вынесли символы на передний план, – рассказывает Тогжан Бабиева.

Знак «птичий клюв» – «құс тұмсық», обычно перстень овальной формы, ничто иное, как мощный оберег. Каждой дочери родители старались подарить именно такое украшение. По традиции девушка, выданная замуж, в течение года не могла вернуться в отчий дом, поэтому старалась через кого-то передать весточку матери и отцу. Для этого отправляла это кольцо. Получив его, родители успокаивались, поскольку понимали, что она счастлива в браке. Еще один символ – «құдағи жүзік». Этот знак особенно был распространен на Западе Казахстана. Кольцо с таким символом дарилось через год после свадьбы свахе. Таким образом, одна сваха говорила другой: я довольна воспитанием вашей дочери или я довольна, как вы относитесь к моей дочери. Надевали украшение сразу на два пальца, как соединение двух родов. Это мог быть узор шанырака или знака бесконечности. Женщина при этом являлась центром всего. А вот символов, несущих в себе отрицательную информацию, не было.

– Много работ, в которых присутствуют декоративные элементы в виде треугольных деталей, называемые в традиционном искусстве «тұмарша», символизируют они триединство мира и несут в себе положительную энергетику оберегов, – объясняет Тогжан. – Известно, в древности в полые элементы декора закладывали частицы тотемных животных: когти волка, совы, клыки, перья. Позже их сменили письмена с сурами из Корана. Мы также используем эту методику.

Салтанат и Тогжан вместе уже много лет. Познакомились в ЗКГУ. В одно время поступили на факультет декоративно-прикладного искусства. Сидели за одной партой. Тогжан работала в ЗКГУ, учила студентов факультета, где училась сама. Салтанат в это время работала в колледже. Было интересно, но хотелось творить самим, создавать что-то свое, красивое и обязательно с опорой на традиции и обычаи народа. Потом все-таки они создали творческий дуэт. Несмотря на перемены и события в личной жизни, рождение детей, девушки работают в полную силу. Каждую свою новую идею они обязательно обсуждают между собой и советуются. В 2014 году были сделаны первые три работы, которые поехали в Италию.

– Салтанат повезла панно в качестве подарка, – рассказывает Тогжан. – Реакция у итальянцев была удивительная, подарок вызвал восторг. Это были тоже тотемные знаки, в этническом стиле, в котором ярко отражен дух кочевничества. У Салтанат было желание подчеркнуть свою национальную принадлежность, ознакомить немного с казахской культурой. И, конечно, картины понравились и стали оригинальным украшением итальянского дома. Та семья имеет родословную, герб своей семьи. Они проживают в фамильном замке, богатые люди. Их реакция побудила нас начать работать в этом направлении. Мы до этого находились в рекламной сфере, занимались дизайном. У нас неплохо получалось, купили мастерскую, оборудование, в общем развивались. Но идея создать что-то особенное не оставляла нас до тех пор, пока мы не занялись этим конкретно.

Сегодня художницы известны не только в Казахстане, но и в мире. Их выставки проходили в Арабских Эмиратах, в городе Абу-Даби, куда они приехали по приглашению фонда шейха Заида. После этого стали участницами ЭКСПО, наряду с другими художниками представляли свое искусство. Стали дипломантами конкурса «Шебер», организованного Союзом ремесленников Казахстана в Алматы, затем и в Астане.

Девушки признаются, сегодня в их творчестве огромную роль играет Союз ремесленников Казахстана, ведь они теперь рядом с настоящими профессионалами. Общаются, получают советы, сравнивают.

– Это республиканский уровень, в Союзе очень талантливые люди, чьи выставки проходили много раз за рубежом, – рассказывает Тогжан. – Айжан Беккулова является председателем Союза ремесленников. Ее советы и мнение очень важны для нас. Она профессиональна, много знает, видела, имеет массу регалий мирового уровня. Поставила перед собой цель возродить забытые ремесла казахского народа.

Нас они увидели на одной из выставок, после чего пригласили. Это было в 2017 году, сразу после нашего возвращения из Эмиратов. Конечно, попасть в Союз непросто, собирается комиссия, проводится отбор, задаются вопросы. Но мы экзамен выдержали. Теперь благодаря обществу поддерживаем связь с ремесленниками страны. Узнаем, где и что проходит и многое другое.

Лучшие мастера с интересом отнеслись к работам уральских художниц. Оказалось, что их творчество в некотором отрыве от всех других мастеров. У них индивидуальная техника, свой стиль и мировоззрение.

– У нас действительно не было перед глазами никакого ориентира. Мы варились в собственном соку. И получилось, заметно отличаемся от других. Но мы не успокаиваемся, не радуемся признанию, а продолжаем учиться. В ЗКО старое рукоделие забыто, нет мастеров, которые могли бы что-то показать. А на юге развито – так что мы видим перед собой горизонты и идем к ним.

Работы девушек в их небольшой галерее пользуются популярностью, авторам нравится, когда приходят посетители, пусть даже просто посмотреть. Старые люди благословляют и с интересом слушают рассказы про то, как создается эта красота.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top