Водный ступор

1 сентября 2022
0
1519

Набившая оскомину история с перевозками по Уралу до Учужного затона и Барбастау приобретает известность в СНГ. Недавно нам позвонили бывшие жители Уральска Наталья Борзова из Ульяновска, Константин Михайлов из Саратова и Валерий Суетин из Москвы. Все удивлены: «В Интернете, на сайтах такое прочитали… До Учужного теплоход 10 минут идёт – неужели стариков трудно на другой берег перевезти? Дотацию речники получили 30 декабря – это как?! Проблемы с перевозками есть на Волге или Москве-реке, но нет такого вопиющего безобразия, издевательства над садоводами и перевозчиками!»

Как говорится, вашими бы устами да мёд пить. Наши земляки прекрасно помнят времена, когда в Уральске государственный мощный пассажирский речной транспорт работал как часы. Когда на берегах Учужного затона стояли судоремонтные мастерские, школа, клуб, магазин, был целый посёлок речников, а на волнах покачивался не обшарпанный, как сегодня, причал, а всегда ухоженный малый дебаркадер (большой стоял на пристани «Уральск»). Народ – дачники, отдыхающие – валом валил в Учужный, в том числе и потому, что туда легко было добраться.

Сегодня нет СССР, пароходства, изменилась экономическая система – для нищих частников, не занимающихся высокоприбыльными грузоперевозками, нужны дотации. Но, похоже, никто не думал, что история с перевозками превратится в столь грубый фарс. Задержки дотации и зарплаты экипажам теплоходов «Арина» и «ПС-1» стали систематическими. Чиновники месяцами «рожают» постановление о признании маршрутов до Учужного и Барбастау убыточными и социально значимыми. Без этого документа выделение дотации невозможно.

Сегодня важно ответить на вопрос: что же дальше? 25 декабря 2021 года на конференции Уральского городского общества садоводов и огородников произошёл показательный эпизод. Тогдашний аким Уральска Абат Шыныбеков поздравил садоводов с наступающим Новым годом, кратко остановился на некоторых проблемах садоводства, упомянул об автобусах и ни слова о самой «горячей» теме – речном транспорте. Практически тут же глава города покинул конференцию.

Автору этих строк чудом удалось на бегу поговорить с уже одевшимся акимом и сказать ему важную вещь: «Отработайте механизм выделения и получения дотации – не будет забастовок и скандалов. Вам же люди спасибо скажут!»

Абат Абаевич ответил, что вопрос с дотацией вот-вот решится, а механизм действительно нужно отработать. Но события весны 2022 года показали, что отрабатывать нечего – такого механизма, особенно получения дотации, просто нет. Каждую зиму, как выразилась одна пенсионерка, «власти, отдел ЖКХ и речники бьют баклуши», в апреле начинаются медленная возня с тендерами и вошедшая в систему массовая недоработка необходимых для проведения пассажирской навигации документов.

Вошла в моду новая «забава» – пинг-понг с актами выполненных работ. Речники говорят, что акты есть, они предоставляются вовремя, а чиновники их «не видят» или не принимают. А также неправильно оформляют документы по перевозкам для отправки в республиканские инстанции. Детский сад какой-то: неужели в Уральске нет грамотных бухгалтеров и юристов?!

А теперь представьте, что с такими «механизмами» и «принципами работы» начинается навигация-2023. Что будет? Полный провал. Перевозки начнутся в лучшем случае в июле-августе, если начнутся вообще. При этом чиновники, не моргнув глазом, наверняка напомнят: в 2022-м теплоходы пошли 1 июня – подумаешь, месячная задержка…

Руководитель ТОО «Урал Флот Сервис» Алибек Джангазиев так и сказал недавно: «Не будет нормальных условий для работы – последние кадры (а это почти одни пенсионеры) разбегутся. Молодёжь точно на такую «работу» не пойдёт!»

Среди дачников популярна такая версия: перевозки сознательно срываются, чтобы люди побросали участки, а территорию около Учужного затона «застроить коттеджами или чем-то ещё».

Вот кто-то из дачников предлагает пустить автобус до Учужного затона и даже построить ещё один мост через Урал. Оба предложения, мягко говоря, сомнительны.

Лет 10 назад специалисты ЖКХ и акимата уже отрабатывали автобусный вариант и пришли к выводу, что он невозможен: здесь плохие дороги, особенно опасно двигаться в распутицу, один переезд через Козинскую балку («трубу») чего стоит. Как ни крути, водный вариант с пересадкой на автобусы в Куренях и обратно самый короткий и надёжный.

Разумно использовать по полной зимнюю паузу и решить все вопросы перевозок, включая тендер и выделение дотации, не позднее 25 апреля – 1 мая, когда на реке появляется судоходная обстановка. Зная о том, что чиновники и перевозчики после окончания навигации впадают в длительную зимнюю спячку, садоводы ещё в феврале начали «долбить» обе стороны вопросами: что делается для подготовки к навигации? Да ничего. Потом привычная картина: бурные собрания на берегу, интервью дачников СМИ, обещания некоторых ответственных лиц «решить всё за сутки»…

Бедным речникам, привыкшим, что в советское время зимой в затоне всегда в разгаре судоремонт, приходится только руками разводить: ремонтировать теплоходы не на что. Деньги где? Вот и приходится «спать»… У чиновников же вообще сонное царство. Возможно, разбудить их сможет ещё одно письмо Президенту К.К. Токаеву, которому в этом сезоне дачники уже писали.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top