В режиме ЧС

23 февраля 2017
0
1696

Аварии, пожары, потопы. В любой критической ситуации каждый из нас набирает номер 112. Знаем, спасатели придут на помощь. Оперативно и профессионально, очень часто с риском для своей жизни они выручают попавших в беду людей. Но, как выясняется, иногда им звонят совсем не по делу.
– Дежурный Департамента ЧС слушает Вас, – чеканит Арман Халелов.
– Знаете, я ещё вчера положила деньги на телефон, а они не поступили.., – кокетливо сообщает девичий голос.
За 7 лет работы в дежурной части Арман научился невозмутимо реагировать на подобные звонки.

По служебной этике он не может положить трубку, пока не поговорит с позвонившим и не выяснит, что все-таки случилось. Вежливо и спокойно объясняет, где можно починить газовый баллон и почему в два часа ночи пришла смс-рассылка о закрытии дорог.

– В соответствии с действующим законодательством Департамент обязан оповестить население о возможной чрезвычайной ситуации. Сообщения рассылаем не мы, а операторы сотовой связи, на этот счет между нами существует договор, – разъясняет он очередному абоненту, позвонившему по 112.

– Чаще всего люди вполне адекватно воспринимают данную информацию, но не все, – говорит уже нам. – Так как сообщения приходят с номера 112, возмущенные граждане звонят и высказываются. Многие не скрывают раздражения. Сообщения им приходят не только касательно ЗКО. Если человек был в Астане и уже вернулся домой, информация о погоде в столице какое-то время ему еще будет приходить. У нас спрашивают, как избавиться от подобных рассылок?

За смену в дежурную часть ЧС поступает около 300 звонков, в год около 110 тысяч. Из них больше половины можно смело отнести в список нелепых. Специалисты даже составили рейтинг самых частых звонков «не по адресу». Чаще всего беспокоят пенсионеры. Бабушки и дедушки интересуются: «Который час?», «Тепло ли на улице?» и даже «Какой сегодня день?». Почему именно на этот номер, объяснить просто. Во-первых, он короткий, его легко запомнить. Во-вторых, можно дозвониться в любом случае: при отсутствии сим-карты, нулевом балансе и даже при плохой связи.

Пересменка в 9 часов утра.

Заступающая смена из трех человек приходит на час раньше.

– За время дежурства происходят ЧП. Информацию необходимо передать. День на день не похож, иногда серьезные происшествия или как сегодня, более-менее спокойно, – рассказывает старший оперативный дежурный Асхат Тулеушевич Кадыров. – В прошлый раз поступил звонок от водителя-дальнобойщика, который попал в снежный плен на республиканской трассе Самара – Шымкент. На помощь была направлена специальная техника.

На избитый вопрос «Какое время года для спасателей все-таки самое тяжелое?» Асхат Тулеушевич отвечает: сложно круглый год.

– У каждой поры свои проблемы. Лето грозит пожарами, весна – наводнением. Спасатели к экстремальной ситуации должны быть готовы всегда. Самое сложное для нас – это гибель людей, особенно если жертвами становятся дети.

Одна из самых распространенных бытовых ситуаций – блокировка металлических дверей. Женщина выскочила из квартиры на пять минут, дверь захлопнулась. В квартире остался ребенок. Обратилась к соседям, они помочь не смогли.

– Дежурный должен обладать выдержкой, – объясняет Асхат Тулеушевич. – Поступают звонки от разных людей, с разной психоэмоциональной устойчивостью. Но все находятся в критической ситуации. Значит, напуганы и паникуют. Задача дежурного – успокоить, как можно быстрее отправить помощь. Эмоциональнее других ведут себя матери. В данном случае женщина плакала, кричала, просила быстрее приехать. Мы понимаем ее страхи. Знаем, что для двухгодовалого малыша это стресс. В итоге спасатели подоспели вовремя, легко вскрыли дверь. В общем, все обошлось. Малыш спокойно сидел в своей кроватке и, по-моему, не заметил отсутствие мамы. Для женщины – урок. Она должна была предвидеть ситуацию. Не стоит оставлять детей ни на минуту.

Смешно, но многие уверены, что у спасателей есть волшебные ключи, которыми можно вскрыть любую дверь. И очень расстраиваются, узнав, что дверь придется резать.

Асхат Тулеушевич подходит к карте, на которой обозначены все населенные пункты области.

– Вот поселок Казахстан в Сырымском районе. В 11 километрах от него поселок Талдыкудук. Неделю назад мужчина от одного до другого решил дойти пешком. Летом, конечно, он бы без проблем преодолел расстояние. Но зимой, тем более в такой мороз… Повезло, что у него был мобильный телефон, и он дозвонился до службы спасения. Все время поисков мы с ним были на связи. По голосу было понятно, сил у него практически не осталось. На помощь была отправлена спасательная бригада из райцентра. Задача дежурной части координировать действия мобильных групп. В итоге человека нашли, доставили в больницу. Конечно, всякий раз мы переживаем за людей. И получаем огромное удовлетворение, когда все заканчивается благополучно.

Арман Халелов в службу спасения пришел в 2010 году, сразу после службы в армии. Молодой человек тоже гордится своей работой, и то, что он помогает людям.

– Мы действительно делаем важное дело. Ведь нет ничего дороже человеческой жизни, – улыбается дежурный.

Точного времени, за которое должна прийти помощь, нет. Все зависит от обстоятельств и расстояния.

– Помощник оперативного дежурного принимает звонок, передает информацию. Объявляется сбор спасательной бригады. После чего группа направляется на место ЧС. Есть формула, по которой в случае необходимости можно определить, насколько оперативно прибыла спасательная бригада, – объясняет главный специалист группы информирования и обучения населения Азамат Нурпеисов.

Спасатели должны помогать не только людям, уверены многие.

– Алло, служба спасения? Наш водолаз попал в глубокую яму. Срочно вышлите специалистов, пусть помогут.

Через минуту дежурный выясняет – водолаз – это собака. Работать с животными, кстати, приходится часто: кот застрял в трубе или прямо под крышей осы устроили свой улей. Спасатели спешат на помощь.

– Профессия накладывает отпечаток на всю жизнь. Если ты – спасатель, даже бывший, то уже не пройдешь мимо чужой беды – обязательно поможешь, – говорят дежурные Департамента ЧС.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top