Тепло старого коврика

30 декабря 2021
0
622

В музее «Старый Уральскъ» открылась выставка гобеленов под названием «Родом из детства». Тканные ковры ручной работы 60-х годов прошлого века предоставила Татьяна Самсонова, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Казачья песня». По разнообразию сюжетов, богатству палитры и художественной выразительности гобелены вполне могут соперничать с картинами, написанными художниками.

Сюжеты из сказок, пейзажи, изображения детей и животных, картины охоты и сельской жизни, причем все это в приглушенных, мягких тонах даже визуально создают ощущение тепла и уюта. Изначально гобелены или шпалеры, как их называли, и создавали для того, чтобы защититься от холода и сквозняков. Но это чисто практическое применение не мешает им быть настоящими произведениями искусства. А мы бросали такие коврики под ноги, выбрасывали на чердаки и помойки, считая их мещанством и чуть ли не дурным вкусом.

Во многом, чтобы изменить такое отношение к старым вещам, Татьяна Самсонова и решила выставить свою коллекцию.

– Я не считала, что четырнадцать гобеленов – это коллекция. – говорит она. – Хотелось выставить больше, и чтобы на выставке были не только мои гобелены. Но когда стала обзванивать знакомых, они удивлялись: «Да ты что, мы давно их выбросили». Этой выставкой мне хотелось напомнить – не выбрасывайте старые вещи, это память – память о наших мамах и бабушках, родных и близких. Память о детстве.

У нее не было сомнений, как назвать свою выставку.

– Все мы родом из детства, – такие коврики висели над детскими кроватками наших бабушек и дедушек, мам и пап. Да и многие из нас еще успели их застать, – говорит она.

Собирать гобелены Татьяна начала 25 лет назад.

– Вот этот – наш семейный, – показывает она на большой гобелен с оленями. – Моя бабушка и мама купили сразу два таких. Один долгое время хранился у мамы в шифоньере. Потом, когда я его отдала, чтобы сделать раму, меня уговаривали продать – я отказалась. Два гобелена – с видом на деревенскую жизнь и «Красную шапочку» купила на рынке. «Волк и семеро козлят» – этот гобелен подарила моему сыну его крестная, моя подруга Ирина Иванаева. Он висел над детской кроваткой сына. Эти два, самых любимых, постоянно висят у меня дома на стенах. Остальные я меняю, их просто некуда разместить, дом у меня небольшой.

Многие гобелены имеют размеры ковров, и на выставке в музее не поместился самый большой, четырнадцатый гобеленовый ковер немецкого производства – «Медведи в лесу».

– Его подарил маме на юбилей ее дядя. Что-то я покупала, но большей частью мне их дарили или просто отдавали,– рассказывает она, перечисляя имена дарителей. – Вот этот мне подарила мама моего одноклассника Олега Сотникова на девятый день после его смерти. Гобелен «Королевская охота» подарила дочка подруги Любы Крынкиной, тоже на память о ней. Там, где изображена Лиса, которая охотится за уткой, сыну подарила его прабабушка.

Два гобелена с оленями – это подарок Дениса Алехина, краеведа, друга музея «Старый Уральскъ». Многие люди, когда узнают, что я собираю гобелены, отдают их мне даром.

Татьяна признается, что вообще любит старинные и просто старые вещи. Кроме гобеленов, собирает фарфоровые статуэтки – не современные, а старые, советские. И не просто собирает, а изучает историю этих вещей.

На открытии выставки она рассказала собравшимся об истории создания гобеленов, которая насчитывает несколько столетий. То, что принято называть гобеленом, имеет более точное название – шпалера. Это безворсовый ковер ручной работы, с рисунком на одной – лицевой – стороне, предназначенный для того, чтобы украшать стену. Создается шпалера путем перекрестного переплетения нитей разного цвета с помощью специального приспособления. Нити образуют одновременно и рисунок, и саму ткань ковра.

Сюжетами для таких тканых «картин» служили античные мифы, изображения цветов и фруктов, а позже – библейские предания.

Прообразы шпалер существовали еще в древнем мире, а с первого тысячелетия новой эры началось развитие этого вида ткачества. Жители Египта перенимали искусство плетения ковров от народов Месопотамии, а потом и сами добились в этом деле немалых успехов. Расцвет шпалерного ремесла пришелся на IV-VII века; египетские копты изготавливали такие ковры, используя льняную основу и шерстяные нити для создания узоров и орнаментов. По-видимому, шпалеры создавали и в античном мире.

Называть шпалеры гобеленами начали в XVII-м веке во Франции. В 1662 году там открыта королевская мануфактура братьев Гобеленов, которая объединила все шпалерные мастерские Парижа. Так возникло первое промышленное производство шпалер.

Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, замков и дворцов, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков.

Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.

Вслед за французами мануфактуры стали создавать и в других странах Европы, а в начале XVIII века искусство создания шпалер начали осваивать в России. Для этого Петр I привез в страну нескольких мастеров мануфактуры Гобеленов и основал, в свою очередь, в Екатерингофе Петербургскую шпалерную мануфактуру, которая так и останется единственным крупным отечественным предприятием по изготовлению гобеленов. Иностранцы изготавливали шпалеры и одновременно обучали подмастерьев. В качестве картонов часто использовали произведения живописи из императорских коллекций. Всего Петербургской мануфактурой создано 205 шпалер, но в 1858 году её закрыли из-за постоянных убытков.

Причины, по которым шпалерное ремесло вообще возникло, связаны и с эстетическими потребностями людей прошлых веков, и с практическими соображениями – ведь плетеный ковер служил неплохой защитой от холода в помещении. А потому к традициям плетения шпалер приходили разные культуры.

У казахов внутренние «стены», пол юрты для тепла и уюта устилались разнообразными коврами из войлока, ворсовыми и безворсовыми, украшенными орнаментом. Национальные традиции ковроткачества до сих пор хранят и продолжают народные мастерицы. Причем в каждом регионе Казахстана свои традиции ткачества и орнамент.

Немецкие гобелены начали появляться в Советском Союзе сразу в послевоенное время. Их привозили из освобождённой Европы советские солдаты в качестве трофеев. Позже, в СССР каждый, кто служил в ГСВГ (Группа советских войск в Германии), привозил оттуда порой по нескольку таких гобеленов, поскольку цена на них была ниже, чем в СССР. Такие коврики-гобелены дешевле, чем ковры, поэтому имелись почти в каждой советской семье.

И кто из нас в детстве не любил разглядывать картинки и орнаменты на ковре? У детей богатая фантазия. Даже в орнаменте ковра им порой видятся замысловатые сюжеты.

– Почему сегодня не создают детские коврики с сюжетами из сказок? – задает риторический вопрос Татьяна Самсонова. – Ведь это такой простор для творчества! А ребенок увидит на своем коврике Красную шапочку или Семеро козлят, или Гусей-Лебедей – у него интерес проснется, он захочет прочитать сказку!

Все мы родом из детства – времени, когда деревья были большими, а счастье крылось в самых обыденных мелочах. И милый сюжет детского коврика, который ты рассматривал перед сном, навсегда сохранится в сердце моментом радости и тепла.

В заключение презентации выставки гобеленов перед собравшимися выступил фольклорный ансамбль «Казачья песня», которым руководит Татьяна Самсонова. И эти песни тоже оттуда – из детства, от бабушек и дедушек, от народа. Как и сказки.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top