Театр на всю жизнь

31 октября 2019
0
67

В городе Ош прошел VII международный театральный фестиваль ART-ORDO, посвященный 80-летнему юбилею прославленной кыргызской актрисы театра и кино Жамал Сейдакматовой. Участниками стали 15 театральных коллективов из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Турции и Узбекистана. Казахстан представлял коллектив уральского Казахского драматического театра им. Х. Букеевой. На суд жюри была вынесена пьеса по мотивам повести Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке».

В спектакле задействовали много молодых артистов. Главную мужскую роль исполнил молодой актер, он же художественный руководитель театра Жаскайрат Сабитович Валиуллиев. Ему 27 лет, он полон оптимизма и творческих планов.

Постановкой спектакля занимался народный артист, режиссер астанинского театра Талгат Туменов. Он и предложил коллективу поучаствовать в конкурсе. В итоге уральцы стали обладателями одной из номинаций. А молодая актриса Наргиз Шадыева получила первое место за лучшую женскую роль второго плана. Сам Жаскайрат Валиуллиев был также задействован в спектакле, он сыграл главную мужскую роль.

Жаскайрат Сабитович когда-то всерьез занимался музыкой. Окончил музыкальную школу по классу виолончели, затем колледж имени Курмангазы. После его окончания легко поступил в консерваторию в Алматы. Наверное, он занял бы свое место в списке лучших виолончелистов страны, если бы не случай. Уже после поступления в консерваторию, молодой человек вместе с друзьями зашел в академию имени Жургенова. Как говорит сам, ради любопытства, хотелось посмотреть, как поступают абитуриенты. Но именно в этот момент его увидели и предложили поступить на актерский факультет. Сегодня Жаскайрат с трудом объясняет, что именно двигало им тогда, но он забрал документы из консерватории и принес их в академию им. Жургенова.
Поступил на актерский факультет, правда, учеба далась не сразу.

– Я не понимал сути профессии, которую постигал, – рассказывает Жаскайрат. – Наблюдал за своими однокурсниками, беседовал с преподавателями и мастерами. Были мысли вернуться в консерваторию. Сегодня сцена – это то, без чего я уже себя не представляю. У нас подобрался замечательный курс, наставники, с педагогическим и жизненным опытом, которые и давали нам путевки в жизнь и на сцену, а в придачу богатый багаж знаний.

Еще учась в академии, многие старались попробовать себя в профессии, хотя преподаватели этого не одобряли. Подрабатывали в массовках, участвовали в конкурсах и студенческих фестивалях. Все это вдохновляло.

Ярким событием стало участие в студенческом театральном фестивале в Москве, организованном ГИТИСом. У нас была прекрасная постановка, с которой мы победили на республиканском конкурсе в Алматы, а затем и в России.. К слову, я в этом спектакле сыграл главную роль – короля Ричарда.

Талантливого молодого человека заметили. Жаскайрата приглашали сниматься в кино, в том числе и в российский кинематограф.

– Мой преподаватель мне запретил. Наверное, я бы мог ослушаться, и тогда что-то пошло бы по другому, но я не поехал. Жалею об этом сейчас? Возможно. Но в целом все и так довольно неплохо сложилось. По семейным обстоятельствам мне пришлось переводом вернуться в Уральск. Думал, поработаю тут год, затем назад, в театр им. Мухтара Ауэзова, но не получилось.

Жаскайрат Валиуллиев, во-первых, востребованный актер. Он участвует практически во всех постановках последних лет. Большая часть его ролей – главные. Но молодой человек признается: много времени занимает должность художественного руководителя. Это большая ответственность.

– Художественный руководитель это уникальный человек, в голове которого одновременно должно умещаться много всего. Он и творческая личность, и хозяйственный деятель, – объясняет Жаскайрат. – И швец, и жнец, и на дуде игрец. В должностной инструкции написано – организатор всего комплекса творческой и производственной деятельности театра. Художественный руководитель отвечает за творческие и экономические результаты работы театра, обеспечивает художественное качество репертуара, определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении. Нравится ли мне это? Очень. Хотя понимаю, что молод, многое придет с опытом. Но главное, коллектив мне доверил важную часть работы театра. И я стараюсь не подвести.

Жаскайрат верит в судьбу. Говорит, что именно она ведет человека к тому, что должно, так или иначе, произойти. Хотя уточняет, от стараний самого человека многое зависит.

– Не нужно бояться менять свою жизнь. Только методом проб и ошибок можно понять, какой потенциал скрыт в каждом из нас, на что мы способны. Нужно идти вперед, обращая внимание на людей, которые рядом с тобой. Их опыт тоже бесценен. И судьба обязательно выведет вас к назначенной цели.

Жаскайрат не думал, что станет артистом театра. Его родители к миру искусства отношения не имеют. Отец плотник, мама воспитатель. Но именно они когда-то отвели своего сына в музыкальную школу, где он впервые коснулся мира искусств.

Сегодня молодой человек не представляет себе другой судьбы. С уверенностью говорит, что театр – это его дом, где ему тепло и комфортно.

– Если посчитать, сколько времени вы проводите на работе, то станет понятно, что дома вы бываете меньше. Поэтому на работе нужно вести себя как дома.

Про театр говорят, что туда не приходят, а попадают. Если ты уже там и прижился, то очень сложно уйти. Не только артистам, но и всем сотрудникам – бухгалтерам, сантехникам, электрикам. Работники цехов всегда ходят и смотрят, получился спектакль на выпуске или нет. Это важно и для них.

Он объясняет: каждый спектакль, поставленный в театре, привлекает внимание зрителя, и что самое главное – молодого. И это не может не радовать.

В уральском театре он работает почти четыре года, с января стал художественным руководителем. Ему важно, чтобы рядом с ним была команда. Он умеет доверять людям и хочет, чтобы доверяли ему. Но каким бы видом деятельности ни занимался, он в первую очередь актер. И в его сердце – сцена и зрители, как бы пафосно это ни звучало.

Фото: Жаскайрат Валиуллиев

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top