Струны столетий Ахмета Жубанова

13 мая 2021
0
4966

В этом году исполняется 115 лет со дня рождения Ахмета Куановича Жубанова, казахского музыковеда, музыканта, композитора, дирижера, педагога, народного артиста Казахской ССР, доктора искусствоведения. Человека, открывшего миру красоту казахских народных песен и кюев. С его именем связывают рождение современной казахской композиторской школы, становление национального оркестрового, оперного и камерного жанров. Второй раз традиционный музыкальный фестиваль «Жубановская весна» из-за карантина проводят в режиме онлайн. Музыканты из десятков стран исполняют его кюи: музыка не знает границ и не признает карантинных ограничений.

Ахмет Жубанов до сих пор остается единственным казахским академиком в области музыковедения. Это он открыл миру гений Курмангазы и назвал его именем два своих детища: оркестр казахских народных инструментов и Алматинскую государственную консерваторию.

За семьдесят лет до этого уральский казак, писатель Никита Савичев был потрясен музыкой, которую услышал в исполнении тогда мало кому известного Курмангазы. «Я никак не ожидал, чтобы из такого беднейшего, первобытного инструмента о двух струнах могло выйти что-то похожее на музыку, – писал он в своих очерках, – но … из домбры выходила чистейшая музыка. Я бы назвал его игру вольной песнью жаворонка или соловья, но это сравнение слишком узко». Савичев назвал Курмангазы «редкой музыкальной душой», который мог бы стать «в музыкальном мире звездой первой величины».

«Беднейший первобытный» инструмент? Можно представить, как был бы поражен Савичев, если бы услышал кюи Курмангазы в исполнении целого оркестра! Это музыка потрясающей эмоциональной силы, удивительным образом погружающая слушателя в мир природы. В ней слышится то трель соловья, то клекот орла, то бег коней, то журчание ручья, то шум ветра. Не удивительно, что созданный в 1933-м году оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы очень скоро завоевал звание лучшего среди национальных коллективов в СССР, а «беднейший» инструмент стал известен всему миру.

Впервые домбра зазвучала в Москве в октябре 1923 года. Тогда «Обществом изучения Казахстана» был организован первый показательный концерт, благодаря которому общественность столицы впервые познакомилась с музыкальным наследием казахского народа… В 1927 году на концерте в Малом зале Московской консерватории казахские кюи «Сары-Арқа», «Ақсақ құлан» и «Қосбасар» в обработке А. Затаевича впервые прозвучали в исполнении оркестра русских народных инструментов…», – пишет музыковед Гизатов.

Впоследствии председатель общества напишет в Совнарком КазССР:

«Если возможно было создание оркестра из русских домр, значит, возможно создание оркестра и из казахских домбр».

Но пройдет еще десять лет, прежде чем оркестр будет создан. Нужен был талантливый энтузиаст. В 1932 году Ахмета Жубанова, тогда выпускника историко-теоретического факультета Ленинградской консерватории, аспиранта Академии искусствознания отозвали в Алматы для подъема национального музыкального образования и искусства. И назначили завучем Алматинского музыкально-драматического техникума (ныне Алматинский музыкальный колледж им. П. Чайковского). Именно здесь он начал воплощать главную мечту своей жизни – знакомить мир с прекрасными музыкальными произведениями – песнями, кюями и инструментами казахских степей – и на их основе создавать оркестр казахских народных инструментов. Но у каждого исполнителя – своя версия народного кюя, свой инструмент – у кого из клена, у кого из дуба. Кроме того, в те годы оставались только отдельные кустари, которые могли изготовить домбру, кобыз, но они не были знакомы с законами акустики.

В экспериментальной музыкальной мастерской мастера братья Романенко приступили к усовершенствованию казахской домбры.

Корпус инструмента изготовили из набора ореховых планок, на гриф шла береза, а дека изготовлялась из тянь-шаньской ели, растущей в предгорьях Алатау. Своим овальным корпусом и длинной шейкой новый инструмент напоминал домбру, распространенную в Западном Казахстане. Струны на домбру натягивались не самодельные, а фабричные кетгуты, что способствовало чистому сильному звучанию и возможности перехода от быстрого темпа к медленному и наоборот. Первый экземпляр братьев Романенко был передан на испытание домбристу Махамбету Букейханову, который принимал активное участие в работе экспериментальной мастерской.

Для создания репертуара будущего оркестра Жубанов отправлялся в экспедиции – собирал фольклор, лучшие образцы народных песен и кюев. В техникуме он организовал фольклорный кабинет, где записывал на нотный стан песни и кюи Курмангазы, Даулеткерея, Абула, Таттимбета, Казангапа, Ихласа, Сармалая, Сейтека, до этого существовавшие только в устной памяти кюйши и певцов. К этой работе подключились талантливые ленинградские музыковеды – композитор Евгений Брусиловский, а также Латиф Хамиди и Борис Ерзакович.

Но как создать оркестр из музыкантов, привыкших к сольному исполнению? Но Жубанову это удалось: сами музыканты были в восторге от мощи и слаженности оркестра.

В 1935 году Ахмет Жубанов оставил пост директора музыкального техникума, чтобы возглавить первую концертную организацию Казахстана – филармонию, организованную при его активном участии. Оркестр казахских народных инструментов стал первым коллективом филармонии. Летом 1935 года коллектив впервые выехал на гастроли по областям Казахстана, побывав на свинцовом заводе Чимкента, у шахтеров Ачисая, нефтяников Гурьева, рыбаков Каспия, и везде имел огромный успех. Кроме того, оркестр аккомпанировал хору, танцевальному ансамблю и солистам филармонии.

Известным на всю страну оркестр стал в мае 1936 года. В те дни в Москве проходила декада казахского искусства, которое представляли двести актеров, певцов, танцоров, музыкантов, писателей, поэтов. Со сцены филармонии имени Чайковского зазвучали оперы Брусиловского «Кыз-Жибек» и «Жалбыр». А на заключительном концерте в Большом театре оркестр казахских народных инструментов, состоявший тогда из 40 музыкантов под руководством Ахмета Жубанова, произвел фурор. В статье «Казахский концерт в Большом театре» газета «Правда» от 25 мая 1936 года так описала триумфальное выступление оркестра: «Позавчера вечером мы были в Степи. Вдали синели снежные горы. Спокойная, как песня, струилась река. Был праздник. «Сары Арка» – так называлась песня, которую затянули смычки. Музыканты играли без нот, но как слитно, выразительно и свободно звучал оркестр, исполнявший песни талантливого Курмангазы. Был здесь напоенный запахом ветер, шорох высокой травы, песни всадника, затерявшегося в просторах, голос ручья и клекот орла в вышине».

В том же году коллектив разучил и исполнил фрагменты из опер Глинки «Руслан и Людмила», Чайковского «Пиковая дама», «Музыкальный момент» Шуберта и другие произведения классиков. За пять предвоенных лет оркестр добился признания на всей территории Советского Союза и стал лучшим творческим коллективом среди союзных республик.

Всю жизнь Ахмет Куанович изучал казахский фольклор и создал большую монографию «Жизнь и творчество казахских народных композиторов». Она была издана в 1942-м году. И это тоже показательно – страна ведет кровопролитную войну с жестоким врагом, а поэты, художники, композиторы наперекор всему продолжают творить. И это обстоятельство тоже вселяло веру в то, что враг скоро будет разбит.

На русский язык монографию перевели Абылгазин с Брусиловским и 15 июня 1943 года представили на рассмотрение выездной сессии Ученого совета Президиума АН СССР. После обсуждения монографии ученый совет – единогласно – принял решение о присвоении Ахмету Жубанову ученой степени доктора искусствоведческих наук без защиты диссертации.

Ахмет Жубанов, основоположник казахского музыкального искусства – уроженец Уральской области (ныне родное урочище композитора относится к Актюбинской области). Трудно переоценить то, что он сделал для национальной музыкальной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, воспитал многих известных музыкантов, он не ограничивался переработкой казахских народных песен, а переложил для оркестра национальных инструментов произведения мировых классиков. Он пишет музыку к пьесе Мусрепова «Қозы Көрпеш и Баян Сұлу», вместе с композитором Гнесиным – к фильму «Амангельды». Вместе с композитором Латифом Хамиди создает оперу «Абай». При этом он занимается исследовательской работой музыковеда – пишет статьи, очерки, монографии, посвященные национальной культуре: «Струны столетий», «Курмангазы». За книгу «Соловьи столетий» Ахмет Жубанов был удостоен премии имени Валиханова Академии наук Каз.ССР.

В 1944 году оркестру было присвоено имя Курмангазы. И он все эти годы высоко несет это великое имя. Когда в 1936-м году оркестр Жубанова исполнял кюй Курмангазы, искушенная московская публика встала. Когда оркестр народных инструментов нашей филармонии исполняет кюи Курмангазы, их тоже хочется слушать стоя.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top