С искорками в глазах

1 июня 2017
0
1978

«Гружёную телегу загоняли в реку и оставляли на ночь. Так кирпич проверяли на крепость перед тем, как купить. Если поутру он не рассыпался, оставаясь таким же прочным, как и до погружения в воду, то хозяин рассчитывался с продавцом, – рассказывает Надежда Ивановна Алышева, историк СОШ посёлка Круглоозерный. – А это – трофейные радионаушники, с немецкой свастикой, с их помощью наши ребята связывались с другими городами».

«Здесь собраны уникальнейшие экспонаты от эпохи палеолита до современности. Редкостные материалы: фрагмент зуба мамонта, отщепы эпохи мезолита, кувшины бронзового периода –  обнаруженные при раскопках в Новопавловке, – делает акцент Надежда Ивановна, указывая на находки в школьном музее.  – Вот этот сосуд, со своеобразным орнаментом, принадлежит катакомбной культуре. Украшения периода раннего железа, найденные в Лебедевке, в свое время были отправлены на экспертизу в Алматы, а затем в Москву, но нигде тогда не смогли определить их химический состав, – она показывает нанизанные на веревочку бусы, по внешнему виду похожие на современные молодежные браслетики на руку. – Фрагмент халата – одно из свидетельств прохождения здесь Шелкового пути. А этот кирпич, датированный 1878 годом, обнаружили на месте городища «Жайык». Такие же находили и на других территориях области, что наводит на мысль о существовании производства.

До сих пор в окрестностях поселка обнаруживаются фрагменты ружей, гильз старого образца, времен Гражданской войны, – переходит руководитель школьного музея к следующей витрине. – Редкий экспонат – радионаушники. У нас работал радиокружок, учащиеся посредством рации связывались со школьниками других городов. Наушники, как и карта местности, и немецкая каска – трофейные».

Далее она рассказывает о рыболовстве, чем славились свистунские казаки. Умение ловить рыбу в любых условиях спасло их от голода в тридцатые годы прошлого столетия, когда они попали под раскулачивание и были отправлены в  железнодорожных вагонах в сторону Балхаша. Один из казаков, прихвативший с собой моток ниток, начал плести рыболовную сеть, к нему присоединились другие, работая посменно. Благодаря  сплетенному неводу уловы рыбы были настолько большими, что удивляли видавших виды гурьевских переселенцев. Рыбу ели, сушили, обменивали, продавали и даже… топили ею печь. В годы Великой Отечественной войны выходцы с Урала отправили вагон сушеной рыбы в Советскую Армию.

С искорками в глазах историк рассказывает о ткацком станке. «Родина станка – белорусская деревня Малая Воля, практически вся сожженная в годы Великой Отечественной войны немцами, и вошедшая в мемориальный комплекс «Малой Хатыни». Как  станок оказался в Казахстане? В годы оккупации из дома выносили самое ценное, чтобы сберечь от фашистских захватчиков: сундук, тканое полотно и так далее. Хозяин спрятал в лесном овраге то, что было дорого – ткацкий станок. Дом сгорел, а орудие труда уцелело. Позднее, в 1963 году, семья, переселяясь в наш край, затратила много усилий, чтобы привезти его с собой. Однако он не пригодился, простоял на чердаке до 2010 года, пока не оказался у нас, – говорит педагог высшей категории, со стажем в четверть века. – На нем сотканы эти салфетки, покрывало, рушники – атрибуты белорусской культуры. Установлено имя изготовителя станка – Базыл Пузач, мастер, который в конце 19 века уехал в Сан-Франциско, где и пропал без вести».

Все эти сведения селянами сохраняются и передаются подрастающим поколениям. В музее отведено место книгам уральских краеведов, выпущенных издательством «Оптима», таких авторов, как Н. Чесноков, А. Ялфимов, А. Трегубов, В. Кутищев, А. Курлапов, Г. Мухин.

Вот мы и подошли к тому, кто организовал поездку в село в рамках проекта посещения музеев ЗКО, – директору музея «Старый Уральскъ» Геннадию Мухину. Историки, краеведы, общественные деятели помимо музея посетили и недавно восстановленные церкви в поселках Круглоозерный, Серебряково, Большой Чаган, Малый Чаган, Кушум. Надо сказать, что некоторые из поехавших непосредственно оказывали физическую и материальную помощь в восстановлении когда-то разрушенных большевиками храмов, поэтому хотели посмотреть, что из этого вышло.

Поразило всех внутреннее убранство церкви в поселке Серебряково. Надо сказать, что наша газета на протяжении нескольких лет освещает деятельность этого храма, поскольку сотрудники редакции также внесли определенную лепту в ее восстановление. Наконец она преобразилась, приобрела торжественность, красоту, индивидуальность алтаря и иконостасов, дух, свойственные храмам со стажем.

Почти все церкви нашего края с приходом советской власти не миновала горькая участь разрушения. Над святыней христиан глумились «безбожники», как их называли верующие. Православные соборы отводили под конюшни, склады, клубы. В церкви Большого Чагана, поведал краевед Владимир Кутищев, красноармеец Зайцев сделал что-то нехорошее, и был убит местным казаком. Большевики похоронили его чуть поодаль от церкви и поставили памятник. В наши дни, когда начали строительство новой церкви, объявилась дочь этого человека и попросила не сносить памятник отцу. Он стоит нетронутым, как сказал Владимир Владимирович: «Христиане с памятниками не борются».

В одной из церквей прихожанка рассказала историю иконы их храма. Молодому учителю, квартировавшему у бабушки, хозяйка сказала, что в гараже много лет лежит какая-то икона. Ее нашли, привели в порядок и впоследствии передали в церковь. Спустя время изображение на святыне начало проявляться: лик, надпись, плащ, чаша. По словам специалистов, для старообрядческих церквей в нашей области иконы писали по заказу в Санкт-Петербурге и делали их в серебряных окладах, поэтому вполне возможно, что и эта икона рук тех мастеров.

Неравнодушная к истории края Надежда Алышева заинтересовала ею и учащихся. Они с увлечением занимаются исследовательской и поисковой деятельностью, участвуют в различных проектах. Например, по установлению причины раскола в православии, сбору и сохранению сведений старообрядческой культуры, изучению старославянского Псалтыря и других, о чем и поделились, представив фотоматериал.

У нас нередко упоминаются старообрядцы, однако в суть вопроса мало кто вникал. Старообрядчество возникло в результате раскола Русской Православной Церкви в 17 веке, причиной тому стали нововведения патриарха Никона при правлении царя Алексея Михайловича. Камнем преткновения явился вопрос изменения церковных текстов и правил богослужения – одни склонялись к древнерусским, другие  – к греческим. Двуперстное крестное знамение предлагалось заменить троеперстным, но некоторые воспротивились, апеллируя тем, что три пальца, сложенные в месте, можно расценить как неуважение и «кукиш Богу». Земные поклоны заменить поясными, вместо «Исус» писать «Иисус».

Возникает закономерный вопрос – для чего нужна была эта реформа? Алексей Михайлович и придворные хотели укрепить положение России в международных отношениях, а для этого надо было привести церковное богослужение к греческим канонам. Началось противостояние среди служителей Церкви и верующими. Никон использовал  жесткие меры: иконы, церковные книги отбирались, старообрядцы отлучались от церкви и причислялись к еретикам. Гонения привели к тому, что народ начал уходить в глубинку, не желая принимать новые правила. Спустя какое-то время Никона лишили сана и сослали в отдаленный монастырь. Лидера старообрядцев Петрова сослали в Сибирь, а впоследствии он был заживо сожжен. Но реформа все равно состоялась.

И она впервые расколола простой народ на религиозной почве. В знак протеста и непринятия «святотатства» ярые старообрядцы применяли крайние меры – шли на самосожжение. По словам историков, пришла не только духовная разобщенность, но и более явными стали границы социального неравенства.

К сожалению, противоречия на религиозной почве имеют место и в других религиях, в настоящее время настолько остро, что перешли в экстремистские течения. Но это другая тема.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top