Признание в любви

7 февраля 2019
0
137

В областном Выставочном зале открыта экспозиция картин уральских художников. Ее особенность в том, что все они в разное время подарены авторами или их владельцами музею «Старый Уральскъ». 73 картины 24-х художников презентованы горожанам в честь 16-летнего юбилея музея. Каждая из них – признание в любви к родному краю и родному Уральску.

На этих полотнах все узнаваемое, родное – дома, церкви, улицы, пейзажи, люди. Осиновая роща или излучина реки, курени или арка ворот, парящие в небе купола или казаки на рыбалке – это все про Уральск, про нас. И имена художников тоже наши, уральские.

Сергей Сайбель уже давно живет в России, но часто выставляет свои полотна в Уральске. Многие подарил музею, и они представлены на выставке. По его картинам можно изучать дореволюционный быт уральских казаков. Здесь все выписано предельно точно: одежда, интерьер, характеры, настроение. И сюжетные композиции тоже из казацкой жизни. Вот старик, плетущий рыбацкую сеть, что-то рассказывает окружившей его детворе: то ли о победах над шведами и Наполеоном, то ли о Пугачеве, а может, о своей рыбацкой удаче, об Урале-Горыныче и его золотом донышке. Картина называется «Игличка» и напоминает современному человеку – так назывался станок, на котором плели сети. И само это нехитрое забытое приспособление – непременный атрибут казачьей жизни – изображен на полотне. А вот спорят два казака – картина «Моя будара». А на этой встретились в степи двое – казак и казах. Распрягли коней и сели перекусить, завязалась беседа: степняки друг друга понимают.

– Картины Сергея Сайбеля метафоричны, несмотря на то, что в деталях он придерживается реализма, – сказала искусствовед Галина Герасимовна Гурьева. – Но смысл художественного произведения – в метафоре.

Сергей Сайбель – ученик Виктора Адольфовича Котельникова-Гофмана, чьи полотна неизменно вызывают щемящее чувство ностальгии у тех, кто еще помнит советское прошлое. Это был учитель от Бога. В 1953 году он открыл при уральском Доме пионеров изостудию, а в 1979 году на ее базе – детскую художественную школу, из стен которой вышли многие замечательные художники и просто хорошие люди.

Виктор Адольфович очень любил детей, своих учеников, и много их рисовал. Директор музея Геннадий Мухин однажды признался, что всю эту красногалстучную талантливую и счастливую семью советских пионеров на полотнах Котельникова кто-то хотел у музея купить. Но об этом не могло быть и речи: картины с непростой судьбой музею подарены сыном художника, они – достояние нашего города. А спасла их ученица Виктора Адольфовича, Ирина Турцева.

– Они где только не валялись, и она собирала их по чердакам и подвалам, полотна были надорваны, подмочены, – сказал в своем выступлении писатель и краевед Александр Ялфимов. – Ирина Турцева, которая сейчас живет в Энгельсе, помогла отреставрировать картины, отыскала на Украине сына художника, чтобы оформить передачу полотен музею, и мы должны поклониться этой женщине, благодаря которой они были спасены.

У Котельникова-Гофмана много пейзажей, написанных маслом, на мой дилетантский взгляд – в стиле импрессионизма: мазки масляной краски налагаются на полотне друг на друга. Вблизи смотрится грубовато, но отойди на несколько шагов, и появится впечатление движения того, что изображено на холсте: затрепещут листочки на осинках в Ханской роще, побегут воды Урала и облака по небу, букет сирени захочется понюхать, а арбуз с натюрморта – попробовать.

Все эти картины Котельникова-Гофмана увидели свет спустя два десятилетия после смерти автора.

У каждой представленной здесь картины своя история и у каждого их автора своя судьба. Сжалось сердце при виде небольшой картины с изображением собора Михаила Архангела. Сжалось потому, что автор, художник Алексей Бекетов, умер непростительно рано, но даже смертельно больной, продолжал восстанавливать утраченные фрески церкви Николая Угодника.

Накануне открытия выставки Светлана Ивановна Шевченко принесла в музей портрет своих внучек, написанный в 1988 году талантливой нашей землячкой Еленой Кабановой. Написанный пастелью, портрет двух маленьких девочек очень светлый, одухотворенный, от него веет чистотой и невинностью детства. Искусствовед Галина Гурьева отметила в своем выступлении, что этот небольшой портрет производит огромное впечатление.

К сожалению, судьба Елены тоже трагична, в последние годы она чувствовала себя невостребованной и рано ушла из жизни.

Николай Астахов оставил нам свой автопортрет «Моя боевая молодость». На фронтах Великой Отечественной он воевал в кавалерии, и изобразил себя рядом со своим боевым товарищем – конем. А после войны Астахов работал художником в нашем театре Островского.

На выставке представлены четыре картины его молодого последователя, нынешнего художника театра Устина Комарова. Он тоже выпускник нашей «художки», после которой окончил Саратовское художественное училище.

Многие пришли на эту выставку с подарками. Свою картину ночного Уральска, вид с Бухарской стороны, а также несколько небольших акварелей подарил музею художник Юрий Алексеевич Андреев.

– Много лет носило меня по всему миру, двенадцать стран объездил, весь Советский Союз от Новосибирска до Прибалтики, но лучше нашего Уральска нигде нет, – сказал ветеран. – Когда в 1993 году вышел на пенсию, то вернулся в Уральск и скажу, что много на свете мест красивых и хороших, но лучше и дороже родного края нет. Я пишу историю нашего города, природу нашего края, большей частью акварелью, с ней сейчас мало кто работает. Но не важно, чем писать – акварелью или маслом – главное, чтобы от души. Давайте писать от души, показывать лучшие человеческие качества, пусть каждая работа будет гимном нашему городу! – призвал коллег Юрий Алексеевич Андреев.

Небольшая акварель этого художника «Курени» – «тонкая, лиричная» – была отмечена в выступлении Галины Гурьевой.

Эта выставка просто насыщена информацией. Ее несли полотна художников, их биографии, выступления участников и гостей выставки.

Все в Уральске знают «дом с колоннами», построенный итальянским архитектором Дельмедино, но портрет его хозяина – генерала Мизинова – увидели впервые на этой выставке. Портрет цифровой, но зато художник – Тропинин! Знаменитый Тропинин, который написал портрет Пушкина и портрет атамана Бородина, который находится в нашем музее его имени и который был обнаружен случайно.

За портретом Мизинова тоже целая история. Подлинник его находится в музее Новосибирска. Там определили, что принадлежит он кисти Тропинина. А вот кто на нем изображен – долгое время не знали. Но по мундиру, по наградам, по фотографиям выяснили – уральский казачий генерал Мизинов. И стараниями своих молодых помощников музей «Старый Уральскъ» получил его цифровую копию.

Были отмечены и выступили многочисленные друзья и поклонники музея: заслуженный работник культуры Казахстана Феликс Баюканский, Нина Пустобаева, организовавшая при музее клуб его друзей, Ольга Чеканова, директор музея Шолохова в Дарьинском, молодые помощники и друзья музея. Денис Алехин вручил директору музея подарок – должностной знак «Полицейский десятский». Геннадий Мухин назвал этот подарок «бесценным».

Вице-консул Генерального консульства России в Уральске Владимир Волков поздравил сотрудников и всех уральцев с днем рождения музея, который «стал своеобразным очагом культуры, вокруг которого собираются люди, любящие и знающие Уральск, его интересную историю и богатые культурные традиции».

– Здесь мы знакомимся с казачьими обрядами, восторгаемся степными и речными пейзажами, видим Уральск и портреты его жителей в разные эпохи, – сказал вице-консул о состоявшейся выставке.

Он поблагодарил сотрудников музея за организацию совместных мероприятий, за сохранение исторического наследия и добавил, что испытывает гордость от того, что Генеральное консульство в Уральске сотрудничает с музеем, заслужившем благодарность от Президента России В.В. Путина.
– Что объединяет все эти очень разные работы? – задала риторический вопрос искусствовед Галина Герасимовна Гурьева. – Их объединяет любовь к родному городу, к родному краю.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top