Породнила степь

11 августа 2016
0
2010

Недавно Жангалинский район и посёлок Жанаказан (Новая Казанка) посетил в своей научно-ознакомительной поездке Виктор Михайлович Викторин – кандидат исторических наук, этнолог, доцент кафедры восточных языков Астраханского государственного университета, председатель учёного совета Астраханского музея-заповедника (краеведческого).


– Виктор Михайлович, что привлекло Ваше внимание к нашим местам, что намечалось и что открылось при их нынешнем посещении?

– Я очень давно стремился побывать здесь, именно в поселке Новая Казанка (Жанаказан)… Интересно и полезно просто даже съездить сюда. Очень красиво тут, кстати. Ведь на этой территории «встретились» несколько природных зон и традиции близких, но различных этносов, древности истории и реалии современности. Это и обширные степи, и примыкающие к ним с юга полупустыни – Нарын, Рын-пески и опоясывающая их границу Камыш-Самарская гряда пресноводных озёр.

Неслучайно люди стремились сюда с давних пор. Чуть южнее посёлка, на берегу прежнего озера Райхан – обширный золотоордынский археологический комплекс XIV в. из почти полусотни курганов, это могильник с богатым инвентарём в погребениях.

Раскопки здесь велись и после революции, и перед войной, в последние годы СССР. Но наиболее активно в 2013-2015 гг. (Центр ЗКОЦИиА – БКОТжАО, г. Уральск – Орал, нач. отряда – Д.В. Марыксин). Приглашали они … Жаль, что не застал коллег на объекте в этот мой приезд.

Много позже, к середине XIX в., на месте посёлка возник казачий форпост Глинянский. Вероятно, здешние самые старые строения уцелели с той поры. Уральское казачество, насколько известно, охраняло границу и защищало дозорами огромный соляной путь, вверх от озёр Эльтон и Баскунчак…

В. ВикторинИ наконец в 1870 или 1871 гг., когда казаков перевели на войсковые земли «по двум рекам Узеням», сюда переселились торговцы, средневолжские татары (32 семьи). И назвали своё, разрешённое казахско-букеевским управляющим, поселение по их старинной родине – Новая Казанка. Эти татары не кочевали (в отличие от собратьев, палласовских, алгайских, казталовских «калпак, каракалпак», тоже татароязычных), сразу стали обустраивать глинобитные дома и занялись земледелием у озёр, домашним скотоводством.

Это исторически называется «фактория», т.е. деловой центр, или торговый пост. Здесь шёл обмен продуктов животноводства на привозные «городские», промышленные товары.

Планировалось село поначалу именно как временная база для меновой торговли. Но вскоре стало оно вполне постоянным. В начале XX в. до половины населения ужé составляли подселившиеся нетатары. Потому и были открыты здесь мечеть и церковь, школы мусульманская, татарская светская и казахско-русская.

Согласно официальным данным губернатора в г. Астрахани, в Новой Казанке проживало тогда до 3-х тысяч человек, т.е. даже чуть больше, чем сейчас. Это было весьма много для тех времён.

По принятым решениям, позже, после конца августа 1920 г., территория бывшей Букеевской орды была передана из вéдения Губернской палаты имуществ в Нижнем Поволжье в состав Уральского óкруга новообразованной тогда Казахской республики – автономии. Как и рассматриваемый нами ныне ареал Жангала – Жанаказан.

С радостью и уважением замечу, что об этих местах сообщали в разное время подробную информацию наши предшественники – редкий эрудит из знаменитой семьи учёных-этнологов, царский придворный и сенатор, губернатор в тогдашней Молдавии, затем советский педагог А.Н. Харузин, археологи старший научный сотрудник, и.о. профессора, здешний уроженец Г.А. Кушаев, профессор М.Н. Сдыков и научный сотрудник Д.В. Марыксин, ещё поэт и общественный деятель З.Ж. Сисенгалиев и многие другие.

Опирался я сейчас именно на их содержательные работы. И добавить смог, пока что, лишь некоторые фрагменты.

– Как же Вы избрали для этой поездки такое жаркое время года?

– Поездка состоялась ещё и потому, что ей удачно нашёлся очень добрый, совсем символичный повод. Накануне, 17 июля, юбилея 170-летия (какие цифры!) великого антрополога и гуманиста Н.Н. Миклухо-Маклая. Это День этнолога – наш ежегодный профессиональный праздник. Положено в экспедициях быть – как мои коллеги сейчас везде по миру.

Провёл я тот праздничный день в замечательном общественном Музее казахской и русской культур в поселке Эльтон, так скажем, «у озера». А уж оттуда, через Жаныбек (здесь, вы знаете, ареал проживания четырёх родов «нугай – казак») – к вам. Давно не бывал там, знакомых с радостью повстречал, новых приобрёл – и в соседнем, и в вашем районах. А погода – она погода всегда: помощь, а не помеха нам. Прекрасное южное лето…

– Мы, похоже, ощущаем в Вашем рассказе и ключевые идейные принципы, и тонкое эмоциональное отношение к изучаемому материалу…

– Конечно же, это всё так ! Ведь наши страны, области, их районы и многие национальности внутри них – взаимно и прочно связаны. И в жизни, и в исследованиях учёных.

К примеру, мои корни рода – и в Быковском районе волгоградского левобережья и в Володарском районе, на Каспийском взморье, и на границе с Ганюшкинским районом Атырауской области. И везде – издавна дружные, многонациональные пространства.

Повсюду казахи, татары и ногайцы составляют очень большой процент населения. И недавно, 26-27 августа 2015 г. в Бокейорде, на прекрасной конференции, посвященной 550-летию государственности Казахстана, мы обсуждали эти увлекательные сюжеты взаимодействия и общения народов совместно и подробно.

Степи наши – они родные и для меня тоже. Потому надо стремиться и быть достойным родины предков. Общаться в поездке я старался и по-тюркски тоже.

Очень благодарен жанаказанцам за их гостеприимство. Особенно, замечательной семье Биляловых. В ней тонкие знатоки и ценители родного края – во всех поколениях. А школьный музей – он вообще изумительный. С душой, умно и тонко, много лет создавался.

– Какие этнические явления, тенденции удалось отметить?

– В оставшихся на селе немногих семьях – вполне чёткое этническое самосознание. А особая «сельская архитектура» – необычна и крайне привлекательна. Особенно сохранившиеся два-три двухэтажных некаменных дома. В других местах не наблюдал подобного никогда.

А главное в следующем. Я убедился ещё раз в тех «правилах», что дедуктивно вывел для себя в прежней многолетней работе.

Первое – «люди селятся по местам, освоенным в прежние века». Мы только что обсуждали это.

Второе – «миграции, они всегда многоступенчаты». Татары в XVIII-XIX вв. переселялись на границу степей и с запада (через Пензу, Саратов, Царицын), и с востока (через Оренбург, Уральск).

В истории Новой Казанки, по ряду признаков, возобладал второй вариант. Да, татары – выходцы, хотя бы в основном, из-под Казани. Но «не напрямую», через последовательные этапы. Тем более, при Оренбурге, в Бузулукском районе есть село с тем же названием. Связь не исключена, даже вероятна.

Третье – «самое интересное и необычное обретается «на стыках» родственных культур». «Казахско-татарское» сочетание, с несколькими «ногайскими» вкраплениями и добавлением «башкирских», и создавали в единстве культуру Букеевской степи.

Об остальном – ещё серьезно думать, пришедшие сведения осмысливать. Срок моего присутствия и наблюдений был, увы, невелик.

– Что же тогда дальше, какие откроются перспективы?

– Интересная «степная» группа «татар среди казахов» стала совсем небольшой – несколько сотен человек по всему району. О преподавании родного языка (как было в Новой Казанке поначалу), массовых праздниках и концертах речь едва ли зайдёт. А вот особая традиция, местный говор – живы в наши дни пока ещё они. Нужно изучать, растить на этом молодёжь.

Буду выступать «за» комплексную длительную (неделя, декада) экспедицию, совместное изучение яркой темы с видео-, аудиотехникой. Ровно через год, на крупном профессиональном Конгрессе в Удмуртии надеюсь, что обсужу это с товарищами из Казани и Оренбурга.

Всем уважаемым жителям Жангалинского района, журналистам газеты и её читателям с радостью передаю наш астраханский дружеский привет. Наши территории тесно связаны исторически. Жаль лишь, что после 1921 и 1991 гг. такие значимые контакты несколько ослабли. Но это же и несложно исправить. Наш разговор – тоже залог тому.

– Спасибо за беседу!

– Я тоже признателен вам – үлкен рахмет менен (наш гость ответил по-казахски).

Автор: Айбулат Курумбаев,
Жангалинский район
Фото: Ярослав Кулик

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top