Поэт, философ, гуманист

20 февраля 2020
0
2077

Кто ныне не знает и не почитает Абая – великого поэта, философа, просветителя, основоположника казахской письменной литературы, композитора, заступника народа.

Почитание это приобретает еще большую глубину, когда узнаешь, в какое трудное и сложное время приходилось жить и творить Абаю. Степь с ее привычными феодально-патриархальными отношениями будто трещала по швам под могучим напором новых товарно-денежных отношений, усилившейся борьбы за власть, колониального и феодального притеснения.

Все это свинцовым грузом ложилось на ростки казахской передовой общественной мысли и художественного слова, упорно пробивавшихся в неоглядной степи к солнцу, к свету. И им суждено было дать чудесное начало, имя которому – родоначальник казахской реалистической литературы Абай.

Значительным явлением мирового масштаба Абай стал отнюдь не только благодаря своим литературным поискам. Он не ограничивался ее рамками. Литература оказалась для него своеобразными золотыми вратами в безграничный мир человеческого духа, распространяющегося от глубокой древности до космических далей, которые возможно объять лишь быстрокрылым разумом.

Литература представляет возможность проникнуть во все сферы бытия, во все бесконечные явления мира, истории, целостности человеческого познания.

Сложность и противоречивая реальность эпохи предопределила мощь и масштабы абаевской мысли, ее исследовательский пафос. В напряженных поисках истины Абай всесторонне осмыслил национальный характер своего народа, определил всю глубину его трагической участи. Он мучительно искал верный путь для него, пути избавления от бед и несчастий. Глубоко страдая вместе с ним, поэт поднялся на вершину общечеловеческого гуманизма.

Он был убежден, что духовное взаимовлияние сближает народы, считал, что человек человеку друг, весь людской род воспринимал в единстве, не деля его на Запад и Восток, на ближних и дальних. Для улучшения жизни своих соплеменников Абай полагал необходимым внимательно изучать быт и культуру развивающихся народов, настойчиво искал пути оздоровления социальной среды, в которой обитали степняки, делился своими наблюдениями и раздумьями.

Абай имел огромное влияние на казахскую интеллигенцию начала века, устремившуюся к социальному прогрессу. Казахское общественное сознание того времени было разбужено его гуманистическими и просветительскими идеями.

К раздумьям великого Абая о судьбах своего народа стоит особенно внимательно прислушиваться и в наши дни, когда в обществе происходят кардинальные перемены. Совершенно очевидно, что великий философ степи отнюдь не призывал лить слезы сострадания к бедному степному люду.

Истинную любовь к народу он видел в пробуждении его чести и гордости, его гражданской активности. К таким мыслям привели Абая, с одной стороны, проводимая царскими сатрапами политика унижения человеческого достоинства степняков, с другой – расцветающее на глазах национальное плебейство.

Абай понимает, что бороться в открытую с подобным злом невозможно. Путь к духовному возрождению мыслитель видит в просвещении, изучении языка и культуры развитых народов, в оздоровлении социальной среды.

Великий Абай советует: «Трудись, избавься от бедности, … ибо голодному человеку нелегко сохранять благоразумие и честь, еще труднее сохранить постоянное стремление к наукам. Только тогда, когда человек свободен от заботы о куске хлеба, он чувствует необходимость знаний и культуры…»

Где же и как искать знания и культуру? Абай отвечает: «Нужно овладевать русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура…

Русская наука и культура – ключ к осмыслению мира, и, приобретая его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа».

Ответ несколько неожиданный. Не слишком ли он прост? И чем он, собственно, отличается от постылых, фарисейских назиданий царских чиновников?

Царские прислужники заинтересованы в унижении степного человека в широкополом чапане и мерлушковом треухе. Абай стремится защитить честь и достоинство степняка, возвысить его дух и разум. Наш великий предок писал: «Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку… Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами».

Бесспорно, защитить свое достоинство можно лишь сравнявшись по уровню культуры и образования, кто тебя унижал или угнетал. Другой возможности для упрочения равенства между большинством и меньшинством, между сильным и слабым попросту нет.

Это кредо Абай доказал всей своей жизнью и творчеством. Живя в отдаленном казахском ауле, он изучил не только произведения многих русских классиков, но и переводил их на казахский язык, убежденно пропагандировал творчество мастеров художественного слова. Более того, через русский язык он познакомился с Байроном, Шиллером, Лессажем, Дюма, Мицкевичем, чьи произведения также перевел на казахский язык. Любознательный ум поэта проник и в древнегреческую, и древнеримскую эпохи, он пристально изучал труды выдающихся мыслителей от Аристотеля и Сократа до Спинозы и Спенсера. Внимание его привлекли и исследования Дарвина, а также труд профессора Нью-Йоркского университета Джона Уильяма Дрепера; он пытался вникнуть в историю развития общественной мысли в Европе, понять взаимосвязь между католицизмом и наукой.

Проникновенный поэт, чуткий и глубокий мыслитель, он стремился осмыслить жизнь степи через жизнь остального мира. Он вновь и вновь перечитывал знакомые с детства фолианты на арабском и персидском языках, пытливо вникал в поэзию, историю, философию Востока, оценивал их по-новому. Особенно внимательно изучил он работы Табари, Рабгузи, Рашида-ад-Дина, Бабура, Абылгазы, основательно овладевал восточной логикой и мусульманским правом, был хорошо информирован о культурно-духовной жизни Центральной и Южной Азии своего времени.

Ум Абая занимали история и культура не только внешнего мира; велики были его познания национальной культуры, в его миропонимании и духоустройстве несомненно благотворную роль сыграли неизбывная печаль и ярость в произведениях Коркута, Асана-Печальника, Аталыка, сказителя Сыпыра, Кодантайчи, Казтугана, Досмамбета, Шалкииза, Маркаска, Жиембета, высокая правда в мудрых импровизациях и завещаниях Бухар-жырау, биев Толе, Казыбека и Айтеке. И если к ним добавить еще священные имена туранских прославленных ученых, историков и поэтов – Ходжа Ахмет Яссави, Аль-Фараби, Юсуф Баласугуни, Махмуд Кашгари, Мухмед Хайдар Дулати, Кадыргали Джалаили, то поневоле удивишься поистине энциклопедическим познаниям и феноменальному кругозору нашего великого соотечественника.

Действительно, диву даешься, как в древней степи, золотой чашей охватывающей два гигантских континента, мог родиться столь незаурядный исполин духа, не вмещающийся ни в какие традиционные представления.

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения выдающегося ученого, мыслителя, поэта, просветителя, основателя новой национальной литературы, переводчика и композитора Абая Кунанбаева. Как отметил Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, в 2020 году будет проведено более 500 мероприятий на международном, национальном и региональном уровнях.

Глава государства затронул вопросы, связанные с благоустройством поселка Жидебай, по созданию комфортных условий для тех, кто приезжает почтить память Абая, а также со строительством нового здания для государственного музея Абая «Жидебай – Бөрілі».

В октябре в Hyp-Султане пройдет международная конференция, посвященная великому Абаю и вопросам духовного возрождения. Эти встречи позволят изучить личность и наследие Абая и открыть путь к его творчеству на благо нового Казахстана ХХІ века.

В год юбилея выдающегося поэта и мыслителя Уральской городской библиотекой им. М. Горького при поддержке отдела культуры и развития языков разработан план мероприятий, посвященных этой дате. Во всех библиотеках-филиалах организованы выставки-просмотры, литературно-музыкальные вечера, вечера поэзии, библиоквилты, литературные регаты. В социальных сетях проходит челлендж с хэштегом OralAbail75, а также в исполнении библиотекарей прозвучат Слова назидания. В городских автобусах маршрутов №№ 2, 5, 22, 35 с целью популяризации духовного наследия поэта, ознакомления пассажиров с цитатами через постеры, проведена акция «Читающий автобус». Большой интерес вызвала среди пассажиров викторина, активным участникам которой вручены памятные сувениры с юбилейным логотипом Абай-175. Наряду с другими мероприятиями среди жителей города будет проведен либмоб «175 вопросов об Абае». Не останутся без внимания наши маленькие читатели, которым предложат миниатюрные постановки кукольного театра при библиотеке по переводам Абая. Традиционные Абаевские чтения среди молодежи станут заключительным этапом мероприятий.

Абай Кунанбаев – наш современник и по диапазону, и по глубине своего таланта – человек любой эпохи. Поэт, философ, музыкант, ученый-просветитель, человек многих других качеств, он говорит нам о необходимости целостности. Искусственное разделение искусства и жизни – не для него. Поэзия для него «не из мечты, а из правды», культура для него не есть нечто изолированное, она непосредственная материя нашего коллективного существования. Его собственная поэзия создана на богатейшем источнике казахского фольклора, на естественной красоте и ритмах степей. Общая тема его поэзии – любовь, счастье, надежда, горе. Национальная самобытность не нашла лучшего защитника и покровителя, чем Абай Кунанбаев. Тем не менее, он понимал, что корни культуры – универсальны. Его собственный гений вдохновлен арабскими, персидскими, русскими и западными источниками, как и тюркскими и казахскими традициями. Абай приводит в гармонию язык национальной самобытности с языками многих культур. Вместе с Рабиндранатом Тагором он понимал, что «индивидуальность – драгоценна потому, что только через нее мы можем осознать всеобщее, универсальное».

Создатель национальной литературной традиции, как Пушкин, Абай напоминает нам о том, что культура – это не только сохранение прошлых традиций, но также и создание новых. Его пример – драгоценное противоядие против исключительного взгляда, который может превратить культуру в механизм нетерпимости и неприязненного отношения ко всему чужеродному. Это призыв к открытости и новаторству, которые являются единственным возможным фундаментом национального строительства во взаимозависимом мире, где высшими всевозрастающими ценностями являются созидание и дух предпринимательства граждан. Более того, сущность Абая Кунанбаева в том, что он гуманист, гуманист в смысле его глубокой веры в главное достоинство каждого человека, умения видеть его природу как мерило всего, и подтверждать возможность человеческого прогресса. Образование и учение были для Абая средством раскрепощения огромных потенциальных возможностей человека. Разве не выполнил он миссию вывести казахский народ из темноты и невежества? Знание и самообразование были для него ключом к человеческому прогрессу.

Акмарал Утешева,
заведующая отделом книгохранения городской библиотеки им. М. Горького

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top