Певец степного края

10 ноября 2016
0
2135

Недавно в музее «Старый Уральскъ» отметили 225 лет со дня рождения замечательного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Его можно назвать нашим земляком, так как детские и юношеские годы, оказавшие влияние на всё его творчество, Аксаков провёл в оренбургском имении своей бабушки. Именно отсюда, из зауральных степей, его любовь к природе и пронзительная нежность ко всему живому на земле.

Ведущий вечера Сергей Быков рассказал о жизни и творчестве писателя, о своих впечатлениях от поездки в село Аксаково Оренбургской губернии, где находится музей-усадьба писателя и где ежегодно проводятся мероприятия, посвященные его дню рождения.

Ездили они вместе с Александром Ялфимовым, который еще в 2011 году стал лауреатом литературной премии имени Аксакова, заняв первое место в номинации «Классическая литература».

На вечере присутствовали учащиеся школы №16, и Александр очень доходчиво и эмоционально рассказал об истоках любви писателя к природе и живому миру, о том, каким болезненным рос маленький Серёжа Аксаков и как специально приставленный к нему «дядька Евсеич» выносил его на руках в степь, расстилал свой армяк и ребенок, лежа, на траве, впитывал в себя живые краски и звуки природы, родной степи. Все эти впечатления раннего детства вошли потом в повесть Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

С шести лет Серёжа Аксаков не выпускал из рук удочки, дружил с деревенскими ребятами, а с повадками зверей, птиц и рыб его знакомил дядька Евсеич. Этот простой крестьянин открывал ему мир, полный красоты, загадок и тайн. И этот мир он описывал с большой любовью и мастерством.

Особо Александр Ялфимов подчеркивал исключительную скромность Аксакова. А между тем его описания природы были признаны самыми поэтическими в русской литературе, а характеристики зверей, птиц и рыб – мастерскими изображениями.

«В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях», – говорил Аксакову Гоголь. А когда тот что-то рассказывал, а он был великолепным рассказчиком, Гоголь просил: «Напиши про это». Но Аксаков только застенчиво улыбался: писателем он себя не считал.

Тургенев в рецензии на «Записки ружейного охотника» признал описательный талант Аксакова первоклассным, а Некрасов назвал эту книгу «превосходной».

Пушкин, описывая в «Капитанской дочке» степную метель, в качестве источника взял очерк Аксакова «Буран» (ведь сам Пушкин наших буранов не видел).

Аксаков предвидел, что со временем многое изменится и считал своим долгом оставить описания той природы, какую он видел. Писательское чутье ему подсказывало, что в будущем многое изменится. В «Записках ружейного охотника» Аксаков писал:

«Со временем не останется лоскута нераспаханной степи в Оренбургской губернии. Вопреки землемерским планам и межевым книгам, все ее земли удобны, все должны быть населены, и все, написанное мною о степных местах этого чудного края, сделается преданием, рассказом старины».

Аксаков писал не только прозу, но и стихи. Наталья Комарова, руководительница казачьего фольклорного ансамбля, рассказала, как много лет назад в Семипалатинске она записала песню, которую пела ее мать. Песня называлась «Ехали казаки». А приехав, узнала от доцента и собирателя фольклора уральских казаков Евгения Ивановича Коротина, что слова этой песни принадлежат Сергею Тимофеевичу Аксакову, и ее пели в наших краях тоже.

На вечере в музее песня прозвучала в записи, сделанной несколько лет назад в Москве, когда фольклорный ансамбль уральских казаков там находился.

Но главной изюминкой вечера стала инсценировка сказки «Аленький цветочек», которую подготовили к юбилею писателя пятиклассники школы №16. На крохотном «пятачке» тесного зала музея они сумели показать основной сюжет и смысл сказки: главное в человеке доброта и внутренняя, а не внешняя красота. А главная ценность в жизни – не богатство, не золото и серебро, а любовь. А доброта и любовь обязательно будут вознаграждены.

Зрители, среди которых были постоянные посетители и друзья музея «Старый Уральскъ», аплодировали и кричали юным артистам «браво!». После инсценировки сказки ребята еще исполнили песню на стихи Аксакова, чем окончательно растрогали собравшихся.

Всем детям и их учительнице русского языка и литературы школы №16 Абале Кульжановой лауреат Аксаковской премии Александр Ялфимов вручил дипломы музея за участие в этом вечере.

– Что произвело на вас самое большое впечатление от поездки на родину писателя в его родовое имение Аксаково? – спросила его после окончания мероприятия.


Справка:

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859 г. г., похоронен в Симоновом монастыре, с 1930 г. на Новодевичьем кладбище) – поэт и прозаик, литературный и театральный критик, мемуарист. Детские и отроческие годы Аксаков провёл в дедовском имении Ново-Аксакове (Бугурусланского района Оренбургской губернии), которое в произведениях писателя названо Багрово.


– Отношение земляков к памяти писателя, – ответил Александр Петрович. – Ведь в годы советской власти в имении Аксакова одно время даже устроили коровник. Дом деревянный и в 1962 году он то ли сгорел, то ли его просто снесли. Был уничтожен аксаковский фамильный склеп, часовня, разрушены плотина и пруд. И только в конце 90-х годов восстановили усадьбу, часовню, точнее их построили заново по сохранившимся фотографиям. Восстановили пруд, который называют озером Любви. И вот это бережное отношение к памяти писателя, гордость за то, что он жил и воспел их край, производит самое большое впечатление на родине писателя.

К юбилею Аксакова печатным дом «Димур» выпустил шикарный подарочный набор книг писателя. В кожаном футляре великолепно иллюстрированные «Записки по ужению рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», знаменитая сказка «Аленький цветочек». Этот набор, подаренный Александру Ялфимову в Аксаково, можно было посмотреть в музее. Издание оформлено великолепно: книгу так и хочется открыть и прочитать. Иллюстрации сделаны тоже нашим земляком, фотохудожником Сергеем Ждановым, который, прочитав описание природы в книгах Аксакова, решил пройти по тем же местам с фотоаппаратом.

Несколько лет назад Сергей Жданов, победитель международных конкурсов фотохудожников-анималистов, делал выставку своих работ в нашем выставочном зале. Он тогда сказал, что на его увлечение фотографией повлиял легендарный корреспондент «Комсомольской правды» Василий Песков. Как и Песков, Жданов любит снимать природу, животных. Сергей Жданов был лично знаком с Василием Песковым и даже привозил его на рыбалку в аксаковские места в Оренбургской губернии.

На той выставке меня поразила фотография орлят, вылупляющихся из яиц в гнезде: это как же такое можно было снять, не спугнув чуткую птицу, которая буквально выклюет глаза за свое потомство? Сергей рассказал тогда, что этот момент он караулил, сидя в засаде, так долго, что мать-орлица к нему привыкла настолько, что уже не обращала внимания. «Она поняла, что я не опасен», – пошутил он.

В Аксаково Жданов несколько лет наблюдал и снимал лебединую пару, которая каждый год возвращалась на озеро и вывела в Аксаково лебедят. С тех пор это озеро и стали называть озером Любви.

Любовь – это главное, что роднит фотохудожника Жданова и писателя Аксакова, «встретившихся» через двести с лишним лет. Их объединяет любовь к природе, ко всему живому. И произведения Аксакова, и фотографии Жданова исполнены любви к родному краю. Об этом своем родстве душ с писателем Сергей Жданов сказал: «Когда нет слов любви, есть фотография – зеркальное тепло моей души».

У Аксакова были слова, у Жданова – фото. У обоих – тепло души. И все это лишний раз подтверждает: двести лет – это совсем не так уж много: и люди остались прежними, и природа, и Земля у нас одна, и мы должны ее беречь. Чтобы и через тысячу лет наши потомки могли читать книги, восторгаться фотографиями и любоваться местами, которые так любил писатель.

Некоторые фотографии в издании книг Аксакова оформлены в 3D формате. Чтобы сделать такие снимки, фотограф снимал один и тот же кадр то левым, то правым глазом, потом совмещал изображения, и они получались объемными. В таком формате оформлена сказка «Аленький цветочек». И ее уже назвали триDевятым царством Аксакова и Жданова. Царство, которое рядом. И где каждый может отыскать свой Аленький цветочек – символ любви и добра.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top