Память на века. 125-летний юбилей храма Христа Спасителя

4 августа 2016
0
2629

(Окончание. Начало в №28-30)

В подборке писем от 7 мая «Церкви под клубы и музей» газета опубликовала предложение трудящихся – передать Невскую церковь под дом культуры, храм Христа Спасителя и Предтеченскую церковь под рабочие клубы.

4 июля в газете напечатали решение общего собрания членов союза строителей, в которой они просят городской совет передать храм Христа Спасителя и Невский собор под дома культуры, так как они «совершенно пустуют, не ремонтируются и приходят в негодность».

Освящение колоколов в октябре 1995 года

10 августа 1929 года в «Красном Урале» было опубликовано извлечение из постановления Уральского горсовета «из’ять от группы верующих здание храма Христа Спасителя, как самое подходящее для музея по своей исторической архитектуре, передав его окрОНО под музей и окрбиблиотеку».

Об открытии музея в стенах церкви газета сообщила уже 26 декабря.

В 1939 году, после переезда музея в другое здание, в церковном здании остался медный колокол. Видимо, он использовался в музейной экспозиции. Неизвестно, с какой колокольни он был снят, но вполне вероятно, что он принадлежал храму Христа Спасителя. Постановлением президиума Уральского городского совета № 31 п. 4 от 16 июня 1939 года закреплено решение: «В связи с тем, что музей из помещения бывш. церкви переведен в другое здание и находящийся там медный колокол не представляет никакого музейного значения, разрешить горфо таковой реализовать как имущество госфонда».

В разные годы в храме служили кроме вышеупомянутых: священник – Ермил Космич Уточкин; диаконы – Владимир Архангельский, Георгий Иоаннович Черепанов; псаломщик – Александр Никитович Чуреев. Последним настоятелем (1929 год) был Иоанн Максимович Нагнибеда.

Судьбы священников Саблина и Нагнибеды сложились трагически. На них были заведены уголовные дела по сфальсифицированным обвинениям в церковной контрреволюции.

Саблин Мирон Каллистратович 2 сентября 1937 года решением тройки УНКВД по Западно-Казахстанской области был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией личного имущества. Приговор был приведен в исполнение 3 сентября 1937 года.

Иоанн Максимович Нагнибеда 21 октября 1938 года решением Тройки при УНКВД Западно-Казахстанской области был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Приговор был приведен в исполнение 22 октября 1938 г. в 22 часа.

В середине 20-х годов, незадолго до закрытия, церковными старостами избирались Тимофей Ильич Ларионичев и Евдокия Ивановна Горшкова.

Горшковой также было предъявлено обвинение в проведении антисоветской агитации. Постановлением Особого совещания НКВД СССР от 31 марта 1942 г. на основании ст. 58-10 ч.II УК РСФСР она была заключена в исправительно-трудовую колонию сроком на пять лет.

Пожар во время раставрационных работ в 1987 годуИзвестный уральский ученый и краевед Н.И. Фокин, описывая послевоенную обстановку в Уральске, отмечал: «…в «хрущевские» времена (в середине 50-х годов) у местных руководителей возник замысел разрушить храм Христа Спасителя и построить на его месте Дворец культуры. В Ленинграде власти уже заказали проект здания. И только отсутствие «свободных» денег в областном бюджете спасло красивейшее здание города от уничтожения».

С конца 60-х годов здание храма вновь передается под размещение экспозиций краеведческого музея.

В 1980 году в здании начинает обосновываться музей атеизма. Его открытие состоялось в 1983 году.

В это же время на противоположной стороне проспекта было построено новое здание обкома КП Казахстана. Новизна областного штаба коммунистов зрительно контрастировала с неухоженностью церковного здания, не знавшего ни одного ремонта за более полувека бытия в советском государстве. Были выделены средства на наружный ремонт и позолоту куполов.

На фотографии 50-х годов прошлого века хорошо видно, что крест на одном из куполов наклонился и почти падает, а на другом вообще отсутствует. Отсутствие креста отметил в своей книге «Уральск православный» уральский ученый Николай Иванович Фокин. По информации из этой книги «во время войны офицер местного гарнизона сорвал его».

Во время строительных работ летом 1987 года на одном из куполов возник пожар. На реставрацию храма было потрачено 750 тысяч рублей.

Реставраторами было найдено своеобразное письмо потомкам, написанное строителями храма на куске доски 8 августа 1905 года. Ими дана характеристика событий тех дней: «бунты забостовки войска бунтуют царя не нады урожай плохой».

В начале 1989 года областная газета «Приуралье» опубликовала небольшую заметку и несколько фотографий, посвященные Областному музею истории религии и атеизма, успешно работающему в стенах храма. В заметке посетовали на хроническую нехватку площадей, особенно для размещения зрителей планетария, и предложили отдать под него находящуюся неподалеку Николаевскую церковь, назвав ее «часовней». Однако дело по передаче, по мнению автора, усугублялось тем, что в «часовне» ютилась детско-юношеская спортивная школа №2.

В этот период штатным научным сотрудником музея состоял кандидат исторических наук Александр Константинович Комаров. По своей инициативе он занялся поиском потомков строителей храма, которые увенчались успехом. И благодаря этому мы можем видеть фото отца и сына Алексеевых.

14 марта 1989 года журналист Н.Г. Чесноков, поднимая вопрос об исчезнувших артефактах уральской истории, призывал «…не пора ли возвратить и старинные пушки – реликвии походов уральского войска, ранее установленные на бастионах, окружавших храм Христа Спасителя, где ныне размещается музей атеизма».

Уже в год этих публикаций, власти, чтобы отвлечь внимание общественности от никчемности экспозиций и деятельности этого музея, начали обработку общественного мнения на предмет необходимости открытия в стенах храма концертного зала с установкой в нем органа. Отсутствие средств в очередной раз сорвали планы атеистов.

Но не только финансовый вопрос стоял во главе угла. С начала 1990 года все громче звучало требование вернуть здание храма для использования по прямому назначению. По началу власти выжидали, не давая ответа. Потом начали выдумывать всевозможные «объяснения и предлоги» почему нельзя вернуть церковь верующим.

Для того, чтобы отвлечь внимание и занять пустующее после краха музея атеизма помещение, начались работы по созданию в храме музея экологии и природы.

В июне 1990 года перед храмом верующими были выставлены пикеты. Начался сбор подписей у горожан под требованием передать храм Церкви. Было собрано несколько тысяч подписей.

В августе состоялось открытие музея природы. В эти же дни горожанин Е. Смирнов начал личное пикетирование музея, установив палатку возле его стен и объявив голодовку.

В сентябре музей был закрыт, городским советом было принято решение о передаче здания общине верующих.

30 декабря 1990 года здание храма было вновь освящено.

Несмотря на то, что после освящения храм уже считался действующей церковью, работы по его ремонту шли не прекращаясь. Прежние хозяева – природолюбы, экологи и атеисты оставили помещения в плачевном состоянии.

Постепенно все устраивалось и налаживалось.

15 сентября 1991 года в храме состоялось молебствие, посвященное 400-летию служения уральских казаков Российскому государству. Были помянуты погибшие в сражениях, уморенные голодом и сгинувшие в застенках в годы репрессий. Храм не мог вместить всех желающих присутствовать на литургии, большая часть молящихся расположилась возле церкви.

«…в 1992 г. в храме появилось большое паникадило и «престол», в Кировской области был заказан резной иконостас, в Уральск приглашена бригада молодых украинских художников во главе с А. Мензиком…». Стенные росписи были завершены в 1997 году. В это время помощь в восстановлении церкви-памятника стал оказывать московский предприниматель, в прошлом житель Уральска Валерий Сурков. Именно им были оплачены обучение и стажировка украинских художников в Москве.

«Осенью 1995 года в Уральске случилось событие, которому мало кто смог по тем временам дать достойную оценку. На пустовавшую более семи десятилетий колокольню храма Христа Спасителя были водружены новые колокола, отлитые, как гласит надпись на самом большом из них «В дар граду Уральску от града Москвы». Этот необычный и дорогой дар землякам был сделан гражданином и горячим патриотом своей малой родины Валерием Сурковым. Самый большой колокол Валерий назвал «Святославом» в честь недавно родившегося сына. Знатоки утверждают, что колокольный набор уральского храма был, на тот момент, одним из самых полных и богатых на постсоветском пространстве. Торжественный звон «Святослава» возвестил начало возрождения, казалось бы навсегда канувших в Лету, уральских колокольных звонов».

Колокола были отлиты в Москве. «…для восстановления колоколов храма Христа Спасителя Валерий привез лучшего специалиста России главного звонаря Московского Кремля Игоря Васильевича Коновалова. Звонарь, осмотрев храм, сам определил, какие колокола необходимы для звонницы. Отливались колокола в Москве, на знаменитом заводе ЗИЛ. Всего на храм отлили 11 колоколов: три «зазвонных», четыре «подзвонных» и четыре «трельки». Самый большой зазвонник, как уже упоминалось, был наречен «Святославом».

Этот колокол весил около 120 пудов и для его подъема 28 октября 1995 года пришлось разбирать часть кирпичной кладки, чтобы разместить его на колокольне.

В храме находится икона Святителя Николая Мирликийского, написанная в память 25-летия битвы уральских казаков под Иканом и ранее находившаяся в Михайло-Архангельском соборе. Также местно-чтимой является Табынская икона Божьей Матери, ранее, предположительно, находившаяся за левым клиросом разрушенного в конце 30-х годов прошлого века Уральского Александро-Невского собора.

В 2004 году церковный двор был обнесен металлической оградой, а в 2008 вокруг храма была уложена брусчатка. 5 января 2014 года архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний освятил построенное неподалеку здание трапезной.

Богослужения в храме ведутся ежедневно. Причт состоит из: настоятеля протоиерея о. Анатолия (Робу), ключаря храма протоиерея о. Анатолия (Седов), ризничьего храма иерея о. Василия (Кроитор) и диакона о. Иоанна (Рошка), регента правого хора Ольги Викторовны Варфоломеевой, псаломщиков Ольги Николаевны Савельевой и Ольги Павловны Логун, пономаря Юрия Анатольевича Гаришина.

* * *

Скоро, 13 августа (31 июля по старому стилю) нынешнего года будет отмечаться 125-летие посещения Михайло-Архангельского собора в г. Уральске и закладки храма Христа Спасителя Августейшим Атаманом Казачьих войск, Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым, впоследствии Императором Николаем II.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года царская семья и несколько преданных ей слуг были безжалостно расстреляны большевиками. 20 августа 2000 года царственные мученики были причислены Российской Православной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Архиепископом Уральским и Актюбинским Антонием был рассмотрен эскиз и благославлено написание иконы.

Изображение на иконе соответствует облику цесаревича в тот день и описанию его мундира (как известно, цесаревич находился на молебствии в малиновом мундире Уральской лейб-гвардейской сотни).

Также получено благословение на изготовление киота для этой иконы и аналоя, на который она будет возложена. Аналой с иконой будут установлены возле правого клироса Михайло-Архангельского собора, где утром 31 июля 1891 года стоял и молился цесаревич.

В честь Высочайшего участия Государя в закладке храма Христа Спасителя на стене его алтаря будет установлена мемориальная доска с изображением той же иконы.

Открыт сбор пожертвований для оплаты изготовления иконы, киота, аналоя и памятной доски. Прием пожертвований любезно согласился производить в народном музее «Старый Уральскъ» его директор Геннадий Леонидович Мухин (тел. 8-7112-519260). Также пожертвования принимаются в книжном магазине «Оптима» Иннокентием Борисовичем Брындиным (тел. 8-7112-510974).

Имена благодетелей-жертвователей будут отображены на обратной стороне иконы.

Автор: Владимир Кутищев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top