Музыкальная история

10 ноября 2022
0
906

Светлана Ивановна Абрамова известный в городе хормейстер, пианистка, концертмейстер, заместитель директора по учебной работе ДМШ им. Д. Нурпеисовой с музыкой связала всю свою жизнь. У нее сотни учеников, а еще ансамбль «Скоморохи», которому в этом году 30 лет. Светлана Ивановна до сих пор продолжает учить детей петь.

– Светлана Ивановна, как в Вашей жизни появилась музыка?

– То, что я стала музыкантом, действительно не случайность, у нас была музыкальная семья. По линии матери пели все. Они уральские казаки, а те, как известно, петь любили. Причем на разные голоса. Дед Иван Садофьевич Быков заводил, остальные члены семьи подхватывали. Раньше ведь все было проще: накрывали во дворе стол, угощались, пели, кто проходил мимо, останавливались, слушали. Моя мама из многодетной семьи – пятеро детей, и у всех неплохие данные. Но никто из них в музыкальной школе не учился – время сложное, не до этого. Тетю приглашали в хор Пятницкого, она не согласилась. Семья, дом, хозяйство, как бы она все это бросила. Мы, дети, могли часами просиживать где-то поблизости и слушать, как поют взрослые. Когда я сама стала профессиональным музыкантом, удивлялась, как они могли петь так грамотно, в два-три голоса да еще с подголосками. В пять лет я захотела играть на пианино. Где увидела этот инструмент впервые, не помню. Может быть, по телевизору. Раскладывала на небольшом шкафчике куски сахара – это белые клавиши, и делала вид, что играю. В дошкольном возрасте мама попросила музыкального работника детского сада заниматься со мной на пианино дополнительно. Я ходила к ней домой несколько раз в неделю, хотя она жила далеко. Если дождь или снег, мама предлагала пропустить занятия, но я все равно просила меня отвести.

В музыкальную школу поступить сразу не получилось. Пыталась три года подряд. Она была единственная в городе, количество мест ограничено, а желающих учиться много. Другому все это бы надоело, и он давно переключился на что-то другое, но я была настырная, и все-таки меня зачислили. А потом в доме появилось пианино. И это настоящее событие для нашей семьи. Родители купили его в кредит.

– Учеба, наверное, давалась легко при таком стремлении?

– Так оно и есть. Я училась с удовольствием, от пианино просто не отходила. Кстати, этот самый инструмент до сих пор стоит у меня дома. Много времени проводила и в музыкальной школе. Сначала она находилась на Гагарина, потом переехала уже в это здание. Здесь я оканчивала последние классы и здесь же впервые почувствовала себя настоящим музыкантом. Два инструмента стояли на сцене в зале, где могла готовиться к выпускным экзаменам, репетировать. В моей душе был необыкновенный восторг: поняла, что ничем другим заниматься не хочу. Потом я поступила в музыкальное училище на отделение фортепиано. Училась у Ларисы Геннадьевны Селивановой. В училище особая, творческая атмосфера. Учащиеся не спешили после уроков домой, оставались в классах, репетировали. Это остров творчества, из которого вышло много талантливых людей.

После окончания школы поступила в Ленинградский институт культуры им. Н.К. Крупской. Хотя это совсем непросто. Учебное заведение входило в число лучших вузов в СССР, где готовили специалистов в сфере культуры и искусства. Конкурс огромный, из 250 человек зачислили только 17, в том числе и меня. Нас учили прекрасные педагоги, имеющие самое лучшее музыкальное образование. Настоящие профессионалы, преданные своему делу. Каждый из них если не сам был легендой, то обязательно учеником выдающегося музыкального деятеля. Поэтому, находясь рядом с ними, мы как губка впитывали все те знания и духовную культуру, которыми они обладали. В этом же институте училась моя родная сестра, но на режиссерском факультете. Я же поступила на кафедру русского народного хора. В эти же годы на заочном отделении учился и Валерий Леонтьев. Он уже был тогда известным на всю страну певцом, так что мы и от этого приходили в восторг. Видели его то по телевизору, то в аудиториях вуза. Он получал музыкальное образование на кафедре режиссуры массовых зрелищ.

– В Ленинграде Вы основали коллектив, которому было присвоено звание «народный»…

– После окончания вуза осталась там, работала. Получила комнату и … ансамбль. Это 1986 год, я работала в Юкковском ДК. Если честно, мне хотелось остаться в Ленинграде, этом красивом, наполненным историей городе, и я все делала для этого. Работала не жалея себя, а в выходные просто гуляла по Ленинграду, любовалась архитектурой. Посещала музеи, выставки, концерты всех известных музыкантов. Через пять лет по сложившимся обстоятельствам вернулась в Уральск. Но еще много лет не теряла надежды вернуться в город, который навсегда остался в моем сердце.

Здесь я вышла замуж, родила сына. Несколько месяцев я работала звукорежиссером в областном клубе кинолюбителей, стала заведующей эстетическим отделом в Доме пионеров. Затем преподавала в школе-лицее № 35, а в 1992 году меня пригласили в музыкальную школу, откуда я вышла сама.

– В этом году 30 лет, как Вы в этой школе.

– У школы богатая история. Одно из старейших учебных заведений в Казахстане, открыта в 1934 году. За эти годы из её стен вышло немало известных музыкантов. Здесь преподавали лучшие педагоги из Москвы, Ленинграда, эвакуированные в Казахстан в годы войны. Ими заложен мощный фундамент, созданы традиции, которые поддерживаются нашими учителями до сих пор – Ниной Ивановной Поповой, Натальей Федоровной Добрянской, Натальей Николаевной Ростовой и другими. В 1997 году в школе открылось вокально-хоровое отделение. В этом событии есть мой личный вклад. Мы приглашали детей, разрабатывали программу. Отделение до сих пор работает и пользуется популярностью.

Первая музыкальная стала первопроходцем и при открытии отделения эстетического воспитания в 1994 году. Идея принадлежала преподавателям школы Любови Мутагаровой и Наталье Добрянской. Теперь это два самостоятельных отделения – театральное и хореографическое. Созданные на базе отделения детские творческие коллективы – театр «Волшебная рампа» и хореографический ансамбль «Фантазия» – известны далеко за пределами нашего города, а многие выпускники пополнили ряды профессиональных коллективов. Благодаря мастерству педагогов школы эти коллективы успешно представляют свои лучшие работы на конкурсах и фестивалях детского творчества, география которых обширна.

В начале 2000-х открыто отделение традиционного пения. На отделении казахских инструментов домбра и кобыз в этом году добавился жетыген. И детям, и родителям все это интересно. В 2019 году все музыкальные школы объединили, у нас теперь четыре филиала. Всего обучаются 1 830 детей.

– Фольклорному ансамблю «Скоморохи» 30 лет, расскажите о нем.

– История у ансамбля богатая. Много заслуг, которыми мы гордимся. Он лауреат многих областных конкурсов и фестивалей, в том числе городского конкурса «Русская песня», с 1-го по 12-й фестивалей Ассамблеи народа Казахстана. Наши выступления отмечены на областных конкурсах «Жас Дәурен», «Балдәурен», «Дельфийских Играх». Мы участвовали в Международном конкурсе «Таланты Казахстана», где получили Гран-при, лауреаты конкурса «Цвети, родное Приуралье». За концертные успехи ансамбля и активную творческую деятельность в разные годы получали путевки по линии Ассамблеи народа Казахстана ЗКО в молодежный туристический лагерь «Оқжетпес» в Боровом.

Репертуар у нас богатый. Мы поем русские, казахские песни, современные и старинные. На каждое мероприятие стараемся приготовить что-то новое, уместное к событию.

– Сколько учеников воспитали?

– Не менее 500. Сейчас они самостоятельные люди, нашли свою дорогу. Стали врачами, учителями, конечно, музыкантами. Но даже если не музыканты, они все поют и умеют это делать.

– Спасибо за разговор.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top