Музыка на века
Считается, что в любой музыкальный инструмент Бог вкладывает душу. Домбра, кобыз, жетыген и другие – не исключение. Музыка в степи звучала всегда. Но если в далекие времена это было исполнение одиночного акына, то теперь – целые оркестры. Удалось посчитать: у казахов более 40 видов национальных инструментов.
По легенде самым древним считается кобыз. Использовали его и в ритуальных обрядах. В наши времена, он по-прежнему любим и популярен. Звучание его настолько красиво, что сравнить нельзя ни с каким другим. Бархатистый глухой голос привлекает к себе и молодых людей. Поэтому сегодня многие дети учатся играть именно на кобызе. Это проходит не только в музыкальных школах, но и дворовых клубах.
Молодой педагог Айзат Турганбаевна Есжанова работает в детском дворовом клубе «Алау», учит игре на кобызе. Расположился клуб в школе № 37, так что посещают его в основном ученики этой же школы. В ее группе 8 девчонок и мальчишек. Они настолько увлечены, что стараются не пропускать ни одно занятие. Больших успехов пока нет, но это пока. Айзат Турганбаевна ведет здесь кружок всего несколько месяцев.
Она сама выросла в музыкальной семье. Ее отец играет на нескольких инструментах. Но больше всего ей по душе кобыз.
– Я родом из Жангалинского района, а это, как известно, музыкальный край, – говорит Айзат Турганбаевна. – Отсюда родом Дина Нурпеисова и Курмангазы. У нас дома всегда звучала музыка. На баяне и домбре играл отец, он участник ансамбля. К тому же еще поет. После школы поступила в музыкальный колледж имени Курмангазы, класс кобыза. А после его окончания стала работать в музыкальной школе № 2, а также в этом дворовом клубе. В школе у меня 12 учеников.
На первом занятии Айзат Турганбаевна демонстрирует, как правильно держать инструмент. Если музыкант сидит, то зажимает его между колен, а гриф опирается в левое плечо. При этом правая нога должна быть чуть-чуть выдвинута вперед. Но не все так просто. Струн касаются, не прижимая их к грифу, именно так извлекается звук. Широко используется особый приём – касание струны не подушкой пальца, а ногтём.
Педагог ведет мастер-класс, проводит смычком по струнам. У древнего инструмента их делали из конского волоса, поэтому и звук не был таким звонким и чистым, но зато слышен человеческий голос – печальный и плачевный.
Играть на кобызе можно и стоя, но для этого необходим специальный пояс. Заведующая дворовым клубом Дарига Жаскайратовна Акбулатова рассказала, что они уже заказали для юных музыкантов такие пояса.
– Интерес действительно огромный, – говорят педагоги. – Особенно вырос он в последние годы. Причем детей не нужно заставлять, они сами с удовольствием обучаются. Ведь много современных, популярных музыкальных коллективов используют этот древний инструмент.
Но если кобыз самый старый, то домбра, без сомнения, самый популярный. Она висела на стене даже у самого неимущего человека. У инструмента, который дошел до нас из глубины веков, по-прежнему две струны. Но настоящие мастера могут исполнить на нем абсолютно разную музыку. Впрочем, не только те, кто оканчивал музыкальную школу или училище, есть настоящие самородки.
Кулян-апа Ильясова в этом году отметила 70 лет. Несмотря на возраст, она по-прежнему ведет активный образ жизни и играет на домбре, являясь участницей клуба ветеранов «Ардагер».
Много лет прожила в Бокейординском районе. Там ее знают и как уважаемого ветерана сферы культуры, а также как кюйши. Народный инструмент с ней всегда. Впервые попробовала играть в 5-6 лет. С тех пор с домброй не расстается.
– Домбра играла важную роль в жизни не только профессиональных исполнителей и акынов, но и простых людей, – рассказывает Кулян-апа.
– Она была непременным атрибутом в каждой юрте на почетном месте. Дети обучались музыке, играя на маленькой домбре — шинкилдеке. Взрослые знали мотивы известных песен и кюев и могли наиграть простейшие из них. Казахи от природы очень музыкальны. Нельзя забывать, что музыка была средством общения, ее непременно сопровождало слово.
В школе она была участницей домбрового ансамбля. И теперь учитель преподавал для них нотную грамоту. В 1972 году поступила в культпросвет-училище, правда, перед этим успела совсем немного поработать в той же школе. А после окончания учебы вернулась домой. Работала в районном отделе культуры – методистом, главным специалистом. Культуре и тогда уделялось большое внимание, в районе был свой народный оркестр домбристов. В этом году ему тоже исполнилось 70 лет. Конечно же, она была его частью. Оркестр настолько профессионален, что его неоднократно отправляли в разные города и даже страны. Он побывал в Алматы, Москве, в Германии, и везде ему оказывали очень теплый прием.
– Культурная жизнь в районе кипела, – вспоминает она. – Проводилось много мероприятий. Даже в поле выезжали и показывали механизаторам концертную программу.
Кулян-апа признается, какие бы трудности в жизни ни приходилось переживать, ей помогает справиться с ними домбра.
– Плохо на душе – беру в руки домбру и играю, – говорит она. – Сразу становится легче. Забываешь обо всем, есть только музыка. Очень часто играю по просьбе друзей. К тому же я участница ансамбля «Асыл әже».
В июле 2018 года в Казахстане впервые отметили День домбры.
В Алматы имеется музей казахских народных музыкальных инструментов, где собрана уникальная коллекция: домбры, кобызы, дангыры, сылдырмаки, разные по форме и звучанию, приковывают внимание посетителей.
В одном из залов инструменты, которыми пользовались выдающиеся люди. Например, есть домбры Абая Кунанбаева, Биржан-сала, Жамбыла Жабаева, Курмангазы, Махамбета Утемисова, Дины Нурпеисовой и многих других.
Самый древний и самый мистический казахский инструмент в коллекции – наркобыз баксы Жараса – которому более 300 лет. Наркобыз являлся главным ритуальным предметом казахских шаманов.
У кочевников широко были распространены и ударные инструменты, такие как дауылпаз и шындауыл, которые применялись при охоте, совершении религиозных обрядов, извещении о кочевках и во время военных походов.
Если корпус дауылпаза изготавливался из цельного куска дерева, то шындауыл делали из металла. Лицевую часть обтягивали верблюжьей или козьей шкурой. Корпус украшали национальными орнаментами. Есть в музее инструменты, о которых многие не знают.
Желбуазом в давние времена пользовались шаманы и лекари. Выглядит он как кожаный мешок с железным горлышком и двумя трубками из тростника. Каждая из этих трубок даёт свое звучание. По сути, это казахская волынка. Обычно играющие закрепляли этот духовой инструмент на шее с помощью кожаного шнурка.
Токылдак – значит «дятел», имеет говорящее название. Его звучание действительно напоминает стук по дереву. По своему устройству инструмент похож на примитивный деревянный ксилофон.
Дудыга – шумовой инструмент имеет необычную форму посоха с шестигранным (иногда трёхгранным) наконечником. Обычно его обвешивали медными шариками, которые при встряхивании давали мелодичный звон. При изготовлении использовали дерево, металл и кожу, а верхушку часто украшали драгоценными камнями.
Асатаяк работал по тому же принципу, что и дудыга. Этот инструмент баксы внешне напоминает жезл, украшенный орнаментом. К его верхушке подвешивают колокольчики-конырау, которые при встряхивании дают громкое звучание. Так как асатаяк имел сакральное значение, простой люд в быту им не пользовался. Обычно прорицатели носили его с собой, закрепляя на ремне. Жезл позвякивал при ходьбе и, согласно верованиям, отгонял злых духов. Услышал звон, знай — шаман близко.
Старинный смычковый инструмент сазген упоминается ещё в легендах. Играть на нём можно было щипками и смычком. Корпус изготовляли из дерева, обтянутого кожей. Говорят, звук сазгена завораживал слушателей, ведь недаром его название переводится буквально как «мелодичные струны». Увы, увидеть этот древний инструмент в первозданном виде не получится, его пока не смогли реконструировать. Но в музеях можно встретить фантазии на тему того, как бы он мог выглядеть.