Мир на мольберте

19 сентября 2019
0
1182

1 сентября все школы распахнули двери. Ребята сели за парты и стали постигать учебную программу. Но есть и совсем необычная школа, в которой звонок не звенел. Здесь нет парт, и не пишут мелом на доске, вместо этого классы заставлены мольбертами. Это художественная школа имени Сакена Гумарова. В этом году ей исполнилось 40 лет.

В классах, как и положено, сосредоточенная тишина. Ребята разных курсов учатся рисовать. Уровень у всех разный (зависит от таланта, количества освоенных учебных часов), но цель одна – они все хотят стать художниками.

Педагог, а в прошлом ее завуч, Шолпан Адильбековна Рыскалиева не без гордости проводит нас по коридору учебного заведения. Рассказывает о богатой истории школы, перечисляет фамилии учеников, которые если не стали именитыми художниками, то выбрали для себя профессию, напрямую связанную с искусством: дизайнера, декоратора и архитектора. И таких примеров достаточно.

– Я много лет проработала здесь и все время ощущаю радость, – говорит Шолпан Адильбековна. – Потому что нет такого ребенка, который не любил бы рисовать. Неважно чем – карандашами, акварелью, гуашью – главное для него – творческий процесс. Даже самые неусидчивые в нашей школе могут часы проводить за мольбертом и творить. Языком красок передают свой восторг окружающим миром. Детский рисунок – это частица духовной жизни ребенка. Ученики не просто переносят что-то на бумагу, они растворяются в этом, наслаждаются красотой, и это очень важный воспитательный процесс. Задача наших педагогов – помочь раскрыть им мир гармонии, развить чувство красоты, форм и красок и, естественно, творческие способности.

Школа Сакена Гумарова располагается на втором этаже детской музыкальной школы имени Дины Нурпеисовой. То, что здесь учатся художники, понятно с первых секунд. Коридор пестрит яркими красками, фонтанирует необычными образами, в каждой работе эксклюзив и эмоции. На стенах огромное количество лучших работ, в основном дипломные. Каждый класс – отдельная мастерская.

Ольга Артемьевна Минина в художественной школе работает 19 лет. За это время научила рисовать не одно поколение девчонок и мальчишек. Педагог уверена, бездарных детей не бывает. В каждом ребенке есть свой скрытый потенциал и талант, главное, суметь его разглядеть и помочь раскрыться. Сейчас на уроке второклассники. Они уже кое-что умеют, но многому им еще придется научиться. Ребята сосредоточены на работе, они словно оторваны от реальности и целиком и полностью погрузились в творчество.

Гульназ Кузьминова аккуратно делает наброски, девочка рисует кувшин. Нехотя отрывается от работы по нашей просьбе, снимает наушники. Она признается: работать с музыкой гораздо интереснее. Рисовать любит с малых лет и мечтает стать иллюстратором или мультипликатором. Но вот куда именно будет поступать, пока еще не определилась.

– У нас уже есть свои мультипликаторы, – улыбается учитель. – Выпускник школы Максим Кударов действительно стал им. Так что мечты сбываются. И Гульназ, при большом ее желании, также может радовать детей веселыми картинками в книжках и мультфильмами, возможно, они будут не хуже диснеевских.

Сейчас классы переполнены. Но это временно, начало учебного года, еще идет организационный момент. Совсем скоро курсы будут разбиты на небольшие подгруппы. Так комфортно и юным художникам, и педагогам, тем более, что задачи у каждого ученика разные, и с каждым учитель должен работать индивидуально.

Здесь обучается около 700 человек, но желающих сюда поступить гораздо больше. Набор проходил до середины сентября, родители все шли с просьбой взять их ребенка. Есть филиалы, один из крупных – во Дворце школьников в 6 микрорайоне.

– У нас школа хоть и не совсем обычная, – продолжает Шолпан Адильбековна, – но учебная программа, которой следует каждый педагог, все-таки есть. А значит, есть предметы и обязательная оценка знаний. В числе основных – основа рисунка, композиция, живопись, история искусств, компьютерная графика и так далее. Хотя нагрузок, как в общеобразовательной школе, конечно, нет. Наоборот, у нас дети во время учебы отдыхают. Нет такого ребенка, которого не тянуло бы взять краски и кисти. Как нет бесталанных детей, в каждом что-то свое, особенное. И это нам необходимо разглядеть.

Ежегодно в выставочном зале художественная школа имени Сакена Гумарова открывает выставку детских работ. Интерес у горожан есть, многие приходят посмотреть.

– Каждый выпускник старается свою дипломную работу красиво оформить, покупают рамки, так что получается самая настоящая галерея. На одной из стен портрет художника-авангардиста Сакена Гумарова. Нарисовал его однофамилец молодой, талантливый художник Даурен Гумаров. К слову, Даурен частый гость в нашей школе, проводит для ребят мастер-классы, встречи получаются очень интересными и запоминающимися.

Ольга Александровна Комарова в этой школе больше 30 лет. Признается, не заметила, как пролетели все эти годы. Среди ее учеников есть и те, кто также стал художником или архитектором. Многие из них не забывают своего педагога и при любой возможности приходят к ней в гости, рассказывают о своих успехах.

Сегодня первый урок у второклассников. Ольга Александровна объясняет: работают пока над простым. Дети должны научиться хорошо ориентироваться на рабочем листе, уметь делить его, находить центр. Совсем недавно Ольге Александровне вручена грамота Министерства образования за многолетнюю и качественную работу.

Детская художественная школа имени Сакена Гумарова известна и за пределами Казахстана. Совсем недавно ее включили в состав клуба ЮНЕСКО. Рисунки воспитанников с успехом участвуют во многих конкурсах. Но особая гордость учреждения – талантливый преподавательский состав. У каждого из 30 педагогов своя манера, творческие привязанности. Формально прием в школу начинается с 11 лет. Но здесь занимаются и с дошколятами. Главное, шутят учителя, чтобы не иссяк энтузиазм у родителей, которым иногда приходится отстирывать краску с одежды.

В школе за 40 лет учились несколькими поколениями. Сначала родители, потом их дети, сейчас ходят внуки.

В отличие от традиционных школ на уроке можно поговорить, посмеяться. Именно в такой свободной атмосфере и возникает творчество – неповторимое состояние, когда кистью или карандашом водит вдохновение.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top