Лучшая невестка

2 марта 2023
0
903

В ЗКО определят лучшую невестку. Конкурс проводится в несколько этапов. В п. Зачаганск отборочный тур прошел во Дворце культуры «Алтын орда». В мероприятии приняли участие 7 молодых невесток. Все они в рамках конкурсной программы должны были показать знания казахских обычаев, умение готовить, прясть, а также продемонстрировать другие таланты. Организаторами этого конкурса выступил городской отдел культуры и развития языков г. Уральска.

Как объяснили организаторы конкурса, он состоит из 2-х туров. Первый тур прошел 15 февраля, участие приняли 7 невесток в возрасте до 35 лет. Второй тур состоится 2-3 марта. В самом начале девушки должны поприветствовать зрителей и членов жюри, рассказать о себе и своей семье. Они должны хорошо знать традиции, уметь показать свое уважение к родне мужа и т.д.

В составе жюри – заместитель директора по творческой части ГККП «Дворец культуры молодежи» Кенжегуль Мендибаевна Ахметова, индивидуальный предприниматель города Гуляим Бадыковна Досжанова, заместитель акима Зачаганского округа Нурболат Абаевич Мухитов, солист ДК молодежи Тарас Тлекабулович Джаумбаев.

В итоге первое место заняла Жазира Кумаргалиқызы Байтемирова. Она работает воспитателем в детском саде «Зангар», также у нее есть увлечение: мастерит сувениры и талисманы. Специально для конкурса Жазира испекла «кисе нан» (мясной пирог»). Также исполнила песню, читала стихи, и подготовила театральную постановку. На втором месте – Гульжан Мақсотқызы Шабарова. На третьем – Ару Ганимуратовна Насипкалиева. Ару учитель СОШ №30.

– По сути, должна была выступать другая участница, но она не смогла по уважительной причине, так что предложили мне. Я согласилась с удовольствием. На подготовку у меня только два дня. У нас несколько заданий – приветствие, блюдо, вопросы-ответы, творческий номер, рукоделие. Мы пряли пряжу, как раньше это делали наши бабушки, используя простое ручное веретено – ұршық, – рассказывает Ару. Все три девушки вышли во второй тур, который пройдет 2-3 марта. И снова невестки должны продемонстрировать мастерство настоящей хозяйки, в том числе будут доить коров, печь бауырсаки и раскатывать лепешки для бешбармака. Заключительная часть конкурса состоится в ГККП «Дворец культуры молодежи отдела культуры и развития языков города Уральска».

Известно, что в традиционной культуре казахов большую роль играли родовые отношения. И потому женитьба в традиционном казахском обществе рассматривалась как союз между двумя родами и способ поддержки одного рода другим. Так как в обществе действовало правило на запрет браков между родственниками до седьмого колена, то браки почти всегда заключались вне рода и выбор будущих кудалар или сватов играл огромную роль. При этом романтические чувства самих жениха и невесты хотя и имели место, но при заключении брака играли небольшую роль, и прежде всего смотрели, насколько выгодным будет потенциальный союз. Молодые люди понимали его социальную значимость и старались не уронить себя в глазах родни супруга или супруги, так как по их действиям судили обо всем роде.

Хорошие отношения с родственниками со стороны невесты – это гарантия поддержки со стороны ее рода. Слово «келин» происходит от слова «келгин», то есть «пришлый». Когда невестка только приходила в семью мужа, отношение к ней было очень настороженным. Родственники мужа воспринимали ее как чужую и старались оградиться от нее. Невестку оберегали, но от нее же оберегались, так как считалось, что она может принести в дом болезни или злые силы. Такое традиционное для казахов отношение не сходится с современным представлением о том, что келин сразу заставляли выполнять домашнюю работу и слушаться родственников мужа. Напротив, участия в домашнем хозяйстве в первый год невестка практически не принимала. Поддерживался некий статус-кво. Не зря наряд невесты у казахов является своеобразной имитацией воинского наряда. Перед уходом из дома проводился традиционный обряд плача келин. По сути, невеста уходила из своего рода и попадала в совсем чужой дом.

Положение невестки в доме мужа также могло зависеть от количества ее родни, количества братьев и богатства родителей. В любом случае к ней относились достаточно уважительно, но при этом отстраненно, даже ограждаясь специальными обрядами. Все менялось после первых родов, особенно если в семье ожидали мальчика. Первые роды были важным моментом в жизни невестки, так как после них келин закреплялась в новой семье. В течение 40 дней после родов ей не разрешалось покидать юрту. Ее кормили специальным бульоном. Родственники мужа оберегали ее и ухаживали за ней, так как считалось, что эти 40 дней она находится между жизнью и смертью.

В отношении келин в первые годы замужества были и другие особенности. К примеру, ей не разрешалось называть по именам мужскую часть семьи мужа. Она должна была придумать иносказательные имена для обращения к ним. Свекровь для невестки считалась второй матерью, а иногда даже лучше, чем родная мать. В родовом обществе свекровь, являясь матерью мужа, была главой женской части рода. Именно поэтому ей выражали почтение через «салем беру» или «салем салу», то есть поклон невестки. Это форма высказывания почтения старшей по роду. Как отметила историк, это ничем не отличалось от поклонов, которые приняты в аристократической среде в Европе. В бытовом же отношении при жизни в родовом обществе невестка и свекровь практически не сталкивались, так как жили в разных юртах. Отношения были более обрядовыми, нежели межличностными. При этом после перехода казахов к оседлому образу жизни это изменилось из-за того, что две женщины, по сути, оказались в одном доме, в более тесных условиях.

В целом отношение к женщине в кочевом скотоводческом обществе отличалось от такого в оседлом. Так как мужчины в основном занимались войной и защитой пастбищ, на плечи женщин ложились все заботы о быте и процветании рода – обеспечение благополучия и пропитания стариков и детей, установка и сбор юрты, перевозка имущества на новое место. Статус женщины в таком обществе был высоким, и она полноправный партнер мужчины. Отражением этого стали народные пословицы и поговорки, такие как о трех богатствах – «үш байлық» – казахского мужчины: здоровье, жена и скот. К выбору супруги подходили тщательно, так как понимали, что она будет подспорьем и опорой для семьи. Именно поэтому женщин в поэзии и литературе оценивали не по красоте, а по уму и остроумию.

В традиционном казахском обществе существовал «институт калыма», то есть выплаты выкупа за невесту, однако нельзя воспринимать его как покупку женщины в буквальном смысле. По сути, это было возмещение семье невесты ущерба, который они несут, теряя женщину и передавая ее в другой род. При этом размер калыма зачастую компенсировался размером «жасау», то есть приданого. Чем выше было это приданое, тем больше социальный статус и независимость невесты в семье жениха. К примеру, в качестве приданого родители невесты могли передать юрту со скотом и всем необходимым для семейной жизни молодоженов.

Фото предоставлено ДК молодежи
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top